• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме

Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме

© iStock

Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые изучила связи между сенсомоторной сетью и сетью когнитивного контроля у детей с аутизмом. С помощью данных фМРТ они выяснили, что внутри сети когнитивного контроля, отвечающей за внимание и самоконтроль, связи ослаблены, а внешние связи с сенсомоторной сетью, от которой зависят движения и сенсорная обработка, наоборот, слишком усилены. Эти особенности проявляются в виде трудностей в социальном взаимодействии и регуляции поведения детей. Исследование опубликовано в журнале Brain Imaging and Behavior.

Чтобы человек мог одновременно сосредотачиваться, двигаться, воспринимать окружающих и контролировать поведение, мозг использует несколько функциональных сетей. Каждая из них отвечает за свою задачу: внимание, движение, восприятие или поведенческую регуляцию. По мере взросления внутренние связи в таких сетях усиливаются, а внешние, межсетевые, наоборот, ослабевают. Благодаря этому мозг распределяет обязанности между системами, позволяя им работать автономно и не мешать друг другу. Этот процесс называют сегрегацией сетей.​​

Однако при расстройствах аутистического спектра (РАС) сегрегация может нарушаться. Расстройства аутистического спектра — это особые состояния нейроразвития, при которых меняется то, как человек воспринимает информацию, взаимодействует с другими и реагирует на окружающий мир. Чтобы понять, как нарушение работы сетей мозга связано с этими изменениями, исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, Института лингвистики РАН и Сиэтлского института детского развития впервые изучили взаимодействие двух ключевых сетей: когнитивного контроля, отвечающей за внимание, самоконтроль и планирование, и сенсомоторной, связанной с движением и обработкой сенсорной информации.

Различия в связности мозга у детей с РАС (ASD) и типично развивающихся детей (TD) (a) Повышенная активность между сенсомоторной сетью и сетью когнитивного контроля (красная линия) и одновременно сниженная согласованность внутри самой сети когнитивного контроля (синяя линия). (b) Верхний график показывает, что у детей с РАС (ASD) слабее связи внутри сети, отвечающей за внимание (синий цвет); нижний — что связь между ней и сенсомоторной сетью, наоборот, сильнее (красный цвет).
© Minnigulova, A., Dragoy, O. & Arutiunian, V. Atypical segregation of frontoparietal and sensorimotor networks is related to social and executive function impairments in children with ASD. Brain Imaging and Behavior (2025). https://doi.org/10.1007/s11682-025-01016-7

Ученые проанализировали данные фМРТ 121 ребенка с РАС и 84 типично развивающихся детей в возрасте от 5 до 14 лет. Также с помощью четырех поведенческих тестов-опросников исследователи оценили, как дети взаимодействуют с окружающими, контролируют мысли и действия, переключают внимание и управляют своими движениями.

Выяснилось, что у детей с РАС значительно слабее развиты связи внутри сети когнитивного контроля. Чем слабее они были, тем труднее ребенку давались задачи, связанные с контролем поведения и переключением внимания, что также подтвердили результаты поведенческих тестов. 

При этом связи между сетью когнитивного контроля и сенсомоторной сетью, наоборот, оказались чрезмерно усиленными. Эта особенность выражалась в сложностях во взаимодействии с другими людьми и в социальном поведении. При этом ни усиление, ни ослабление связей не влияло на то, насколько хорошо ребенок контролирует свои движения.

Алина Миннигулова

«У детей с аутизмом нарушен баланс между автономной работой сетей и их взаимодействием. Вместо четкой внутренней координации возникает перекрестная активность, которая мешает мозгу адаптироваться к переключению между внешними и внутренними сигналами», — объясняет Алина Миннигулова, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

Важно, что такие отклонения можно не только отследить на фМРТ, но и соотнести с конкретными проявлениями расстройства: трудностями в общении, нарушением внимания, сложностями в планировании и переключении между задачами. Это поможет точнее понять, как устроены нейрофизиологические механизмы РАС и в перспективе — как можно ускорить диагностику этих состояний. 

С 12 по 14 сентября 2025 года в Центре культур НИУ ВШЭ в Москве пройдет XIII Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения».

Вам также может быть интересно:

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли

Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ


Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Физики из ВШЭ рассказали, как управлять вихрями в двумерной турбулентности

Как поведение турбулентных потоков меняется под действием внешнего воздействия, выяснили исследователи Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау РАН и факультета физики НИУ ВШЭ. Они показали, что даже небольшое подкручивание извне может стабилизировать систему, продлевая жизнь крупных вихрей. Такие результаты помогут точнее моделировать атмосферные и океанические потоки. Работа опубликована в журнале Physics of Fluids.

Всероссийский лекторий РНФ стартовал в НИУ ВШЭ

С 20 по 24 октября Российский научный фонд проводит ежегодный всероссийский лекторий, в рамках которого его грантополучатели выступают с открытыми лекциями в научных и образовательных организациях по всей стране. Первое мероприятие лектория состоялось в Высшей школе экономики и было посвящено грантовой поддержке университетов: междисциплинарным исследованиям и кооперации с индустриальными партнерами.

«Союз аграриев и айтишников не просто возможен, но чрезвычайно продуктивен»

В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ завершился студенческий хакатон “Technoforge: AgroTECH”, организованный совместно с группой компаний «ЭкоНива». В течение 15 дней студенты из 32 ведущих вузов работали над технологическими прототипами для решения реальных задач агропромышленного комплекса.

Российские ученые изучили различия в объеме поражений мозга после инсульта у детей разного возраста

Команда российских ученых и медиков при участии Софьи Куликовой из НИУ ВШЭ в Перми сравнила объем и характер поражений мозга у детей, перенесших инсульт в первые четыре недели жизни и в возрасте до двух лет. Выяснилось, что чем младше ребенок, тем обширнее зоны поражения мозга, особенно в лобных и теменных долях, отвечающих за движение, речь и мышление. Исследование, опубликованное в журнале Neuroscience and Behavioral Physiology, помогает понять, как возраст влияет на характер и масштаб поражений, и закладывает основу для разработки персонализированных программ реабилитации после инсульта в раннем детстве.

«Практическое руководство по построению бизнеса и ведению переговоров в Китае»

Школа международного сотрудничества НИУ ВШЭ реализовала интенсивную программу повышения квалификации «Восточная перспектива: конкурентные стратегии бизнеса и сегментация рынка в Китае». Ее слушателями в рамках корпоративного проекта обучения SKA (Skills, Knowledges, Attitudes) стали сотрудники Группы «Илим» — крупнейшей целлюлозно-бумажной компании России.

«Искусственный интеллект» — лидер по итогам приема на онлайн-программы НИУ ВШЭ

Онлайн-магистратура «Искусственный интеллект» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ показала рекордные результаты. В этом году на нее подали документы 987 абитуриентов — это абсолютный максимум среди всех магистерских программ Вышки. К обучению приступил 351 первокурсник, что обеспечило программе лидирующую позицию по общему объему приема среди онлайн-магистратур университета.

«Поворот прочь от стереотипов»: в Москве прошла конференция «Исследуя сообщество глухих»

В московском Доме культуры «ГЭС-2» 17–19 октября прошла Третьяежегодная междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих — 2025: на периферии внимания», организованная при участии Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. На открытии мероприятия выступила проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

Магистратура объединяет: вышел сборник исследований студентов ВШЭ, Университета Кампинаса и Университета Цинхуа

Студенты магистерской программы ИСИЭЗ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» совместно с Университетом Кампинаса (Бразилия) и Университетом Цинхуа (Китай) выпустили сборник исследований “Being Innovative or Being on the Safe Side — Managing the Risk of Failure”. Авторы проанализировали восприятие рисков и готовность к инновациям в организациях с учетом культурного контекста.