Интимное место для общения в Интернете
5 февраля состоялась встреча, организованная студенческой организацией ГУ-ВШЭ — клубом "Бизнес в стиле .RU". Тема — "Продюсирование проекта по созданию тематических социальных сетей". Гости встречи — Денис Крючков и Игорь Денисов (компания "Тематические Медиа", проекты habrahabr.ru и avtokadabra.ru).
Вы знаете, что такое социальные сети? Ну как же вы не знаете? А "Одноклассники.ру", а "В контакте"? Это все социальные сети. А многие еще наверняка знают такой логотип, похожий на "куляку-муляку" — это социальная сеть Хабрахабр (www.habrahabr.ru).
Его создатели — Денис Крючков (он же Deniskin) и Игорь Денисов (он же Mio) — пришли в Высшую школу экономики рассказать студентам с чего они начинали свой проект, и почему он стал таким успешным.
Встречу организовала студенческая организация Вышки Клуб "Бизнес в стиле .RU".
Игорь Денисов |
— Мы не пытаемся решить глобальные проблемы человечества, как это заявляют создатели некоторых социальных сетей, — сказал Игорь Денисов. Под глобальной проблемой понимается нехватка общения. Эта проблема уже решена существующими социальными сетями и создавать клоны таких сайтов бесполезно. Многие устали от больших тусовок. Утомительно получать многочиcленные приглашения найти знакомых, добавить друзей. Требуется более интимное место для общения. Поэтому мы решили, что наши сайты будут не общетематические. Например Хабрахабр создан для IT-шников, Автокадабра — для автолюбителей. Причем желательно, чтобы посетители не просто хотели поглазеть на картинки машин, но и чтобы у них была машина. И все наши последующие проекты будут узкотематические.
— А сколько их будет? — вопрос из первого ряда.
— Пока 4.
— Вы наверно хотите услышать теоретическую сторону создания социальных сетей, — продолжил Mio. — Но ее, этой теории, еще нет, нет и качественных книг по этому вопросу. Может вы или мы будем первыми, кто займется теоретической частью социальных сетей.
Три великие цели социальных сетей
Генерация контента, генерация связей, сервисная составляющая — вот три великие цели.
Например, в "Одноклассниках" на первом месте стоит генерация связей. В ЖЖ, хотя его и нельзя полностью отнести к социальным сетям, на первом месте генерация контента. Сервисная составляющая характерна для таких проектов, как недавно открытый "Мир тесен". Там помимо нахождения друзей, на карте можно отыскать интересные места — театры, кино, даже знакомых. Это качественный географический поисковый сервис.
— В идеале мы хотим создать сайт, где все три составляющих будут в балансе, — сказал Игорь Денисов.
Если вы хотите создать интересную социальную сеть, нужно задуматься о целях пользователей, которые будут приходить на сайт. На Хабрахабр приходят, чтобы поделится новостями в сфере IT, посмотреть на разные фишечки, "рюшечки", которыми делятся пользователи.
Денис Крючков |
Следующим шагом в создании сайта должна стать карта сайта. Это некая блок-схема, где будут отражены все страницы сайта, чтобы не было лишних кликов, чтобы посетителю было удобно ориентироваться на сайте.
На этом лекционная часть встречи закончилась, и началось общение с залом.
— На сколько вы опаздываете со сроками выпуска проекта?
— В случае с Автокадабра проект запустился месяца на три позже, чем планировалось, — ответил Игорь. — Задержка со сдачей проекта может быть связана с тем, что в процессе его создания приходят разные идеи, воплощение которых может потребовать частичную или полную переделку уже созданного.
— Как вы определяете, что один интерфейс лучше другого?
— У нас тестирование сводится к тому, что когда мы запускаем проект, мы приглашаем пользователей оценить его и найти ошибки.
— Какой основной принцип вы используете, когда придумываете идею?
— Мы не сидим и не просматриваем маркетинговые отчеты, какая отрасль в Интернете наиболее прибыльна. Мы не делаем проекты, которые нам неинтересны.
— Через какое время проект стал приносить прибыль?
— Примерно через год.
— Вы сами придумали систему голосования, "кармы" на Хабре?
— Можно сказать, что такая система применена впервые. Мы ее использовали комплексно. И считаем очень удачной.
— Сколько у вас зарегистрированных пользователей?
— Около 25 тысяч. Из них активных — где-то одиннадцать тысяч. Вся статистика есть на сайте.
Встреча клуба "Бизнес в стиле ру" в ГУ-ВШЭ |
Все началось с того, что я уволился из "Web-планеты". Идея Хабра родилась еще там. Я рассказал эту идею инвесторам, они ей не прониклись. Я расстроился и уволился. Потом в течение двух месяцев я гулял, фотографировал, смотрел фильмы, читал. И в этом свободном падении сформировался проект. Идея была в том, что все желающие могут оставлять свои заметки по IT-тематике. Потом я обратился к моему старому другу, который написал первую версию движка сайта. Но он глючил, выдавал ошибки. Товарищ не хотел исправлять ошибки. Пришлось все переделывать. Дизайнерскую часть я сделал сам. Когда появилась потребность в деньгах, я взял кредит в банке, помогли родители.
Первое время тексты, которые писали штатные корреспонденты, появлялись по умолчанию на первой странице, а тексты пользователей только после голосования, когда набирали определенный балл. Люди стали возмущаться, и пришлось редакционные тексты тоже выставлять на голосование. Так случилась Хабрареволюция.
Как на Хабре появился Игорь Денисов
Денис заметил, что один из хабрапользователей за месяц стал первым в рейтинге. Нашел его — оказалось, тот живет в Казани, уговорил бросить все и приехать в Москву работать вместе в проекте.
Бунт на корабле
— Уже после революции на сайте появилась скопированная новость, — рассказывает Денис. — Там была информация о том, что кто-то из сотрудников Хабрахабра то ли женился, то ли вышел замуж за сотрудника "Web-планеты". Первоначально в новости не был указан источник — откуда взята новость. Я попросил автора поста указать источник. Он указал источник, но после этого он решил, что есть ужасный Deniskin, который указывает, что и как писать. Автора забанили, но пользователи, которые его поддерживали, стали засыпать нас огромным количеством спама, публиковать порнографические картинки. Это привлекло еще больше внимания к проекту. Закончилось тем, что мы заблокировали около 100 человек.
Виртуальные деньги и виртуальные игры
Присутствующих очень интересовал вопрос выплаты гонораров. Эта идея появилась еще в самом начале жизни проекта. Но пока нет механизма оплаты, перечисления денег. Этот вопрос будет решаться с выходом новой версии сайта. Скорей всего будут выплачиваться виртуальные деньги, которые можно будет использовать для оплаты услуг сайта.
Всех интересовал вопрос — как сделать успешный сайт, который будет приносить и прибыль, и удовольствие? Готовых рецептов нет. Нужна идея, какой-то начальный капитал, потом, если проект будет интересен инвесторам, они сами придут и предложат деньги. Какую-то часть прибыли дает реклама. Компания, которая поддерживает работу сайта, может на его основе оказывать те или иные услуги другим компаниям. Самая лучшая реклама проекту — сарафанное радио. Если проект интересен людям, они сами друг другу расскажут о нем. И может даже не понадобиться реклама в СМИ и на других сайтах.
— Какие проекты вы планируете запустить?
— У нас еще два сайта в разработке — Дрибблер и Играностра, — сказал Денис. — Играностра — сайт для тех, кто играет в виртуальные игры, Дрибблер — для спортивных болельщиков. Сейчас уже есть главные странички, где можно оставить свой электронный адрес и вам придет сообщение о том, что сайт открылся.
Денис и Игорь выбрали три лучших вопроса. Авторам вопросов была вручена книга Антона Попова "Блоги. Новая сфера влияния" от издательства Манн, Иванов и Фербер.
Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова
P.S. Видеоархив встречи можно найти на сайте www.styleru.net
Вам также может быть интересно:
Микролидеры Instagram
Личная привлекательность, качественные фотографии, интересные тексты, вовлеченность в коммуникации с аудиторией и компетентность — главные составляющие успеха микролидеров Instagram. Это подтвердилось в ходе исследования, посвященного влиянию популярных пользователей социальной сети на решения потребителей о покупке товаров и услуг.
В Вышке появился cтуденческий Научный клуб
ΧΣΕ — ХиСигмаЭпсилон, так называется новая организация для студентов, которым интересна наука и которые хотят поближе познакомиться с академической стороной жизни университета. Научный клуб будет помогать им развивать свои навыки в таких областях, как научно-исследовательская деятельность, преподавание, консалтинг, а также поддерживать их участие в прикладных проектах.
Информационная перегрузка
Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде.
Что делают студенты Вышки после учебы. Цифры
Участие в студенческих организациях — важная часть жизни вышкинцев. В университете работает около 80 объединений, в которых можно заниматься практически всем: от танцев до парламентских дебатов. Можно даже немного спасать мир, вступив в одну из благотворительных организаций. Вот всего лишь несколько цифр о том, чем в прошлом году занимались студенты Вышки в свободное от учебы время. И с Днем студентов вас, дорогие студенты!
Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте
Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.
Соцсети в науке
Для чего ученые используют социальные сети? Могут ли соцсети способствовать развитию науки? Насколько оправданно продвижение собственных научных исследований в социальных сетях? В новом выпуске Academic Forum эти вопросы обсуждают медиаисследователь Илья Кирия, социологи Георгий Николаенко, Полина Колозариди и Катерина Губа.
Ученые в соцсетях, часть вторая
В новом выпуске «Академического форума» эксперты Вышки по различным дисциплинам продолжают рассуждать на тему того, как и для чего ученые используют социальные сети. В номере своим мнением делятся культуролог Виталий Куренной, социолог Александр Чепуренко и филолог Гасан Гусейнов.
Академическое сообщество в соцсетях
Для чего ученые используют социальные сети? Каковы особенности их поведения в этой информационной среде? Отличаются ли чем-то аккаунты исследователей? В свежем, 18-м, выпуске «Академического форума» (приложение к бюллетеню ВШЭ «Окна роста») об этом размышляют сотрудники университета — активные участники сетевого общения: философ Александр Павлов, математик Михаил Вербицкий, политолог Сергей Медведев и социолог Александр Филиппов.
Компании игнорируют соцсети и чаты при общении с сотрудниками
В российских фирмах все еще преобладают иерархические отношения, компании порой используют устаревшие способы общения с персоналом, говорится в исследовании «Внутренние коммуникации и внутренний маркетинг как инструменты реализации миссии и стратегии компании» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.