«Открытие академической аспирантуры стало для меня подарком судьбы»
В 2010 году в Высшей школе экономики открылась академическая аспирантура – инновационная для того времени образовательная программа подготовки аспирантов. А в начале 2021 года среди выпускников ее первого набора появился первый доктор наук – Елена Вакуленко, доцент факультета экономических наук ВШЭ. О своей академической карьере она рассказала в интервью новостной службе портала.
Елена Сергеевна, кем вы хотели стать в детстве? Вас привлекала профессия ученого?
В детстве я хотела стать учителем математики или физики. Можно сказать, что моя мечта сбылась. Я преподаю эконометрику, в которой много математики. О карьере ученого я тогда не задумывалась.
Когда впервые задумались об учебе в аспирантуре?
Параллельно с учебой в бакалавриате я работала лаборантом на кафедре высшей математики факультета экономики – у Фуада Тагиевича Алескерова. Об учебе в аспирантуре впервые задумалась, когда помогала организовать его лекцию, посвященную написанию и защите диссертаций.
Вскоре появилась возможность попробовать себя в качестве исследователя. Фуад Тагиевич предложил мне математическую задачу и сказал: «Если решишь – возьму в проект!» Я ее решила и в проекте «Учитель – ученики» Научного фонда Вышки стала отвечать за эконометрический аспект, поскольку увлекалась эконометрикой. Бакалаврскую выпускную квалификационную работу защитила на кафедре математической экономики и эконометрики, которой руководил Григорий Гельмутович Канторович.
В магистратуре, помимо эконометрики, я занялась миграционными исследованиями. С тех пор мои научные интересы – на пересечении этих двух направлений, кандидатская диссертация была посвящена моделированию миграционных потоков на уровне регионов, городов и муниципалитетов, докторская – моделированию миграции населения и рынков труда в России.
Кого, помимо Фуада Тагиевича, вы считаете своими учителями, наставниками в науке в период до окончания аспирантуры? Чему они вас научили?
Прежде всего это ныне покойный Эмиль Борисович Ершов – профессор кафедры математической экономики и эконометрики, один из первых ординарных профессоров Вышки. Он научил меня ставить исследовательские задачи. Даже не разбираясь глубоко в конкретной научной теме, он всегда видел суть проблемы. У него в кабинете было много книг. Когда я его спрашивала, как подступиться к решению той или иной задачи, он подходил к полкам, выбирал несколько книг, и, как потом выяснялось, именно они мне были нужны.
Моим научным руководителем в бакалавриате и магистратуре был Кирилл Константинович Фурманов – человек внимательный и отзывчивый, всего на несколько лет старше меня, и я была его первой ученицей. Он всегда готов был уделить мне внимание – можно было ему позвонить в любое время. Один из очень ценных навыков, который я приобрела благодаря ему, – программирование. Сейчас мы вместе с ним работаем в департаменте прикладной экономики.
Моим наставником в области миграционных исследований был Никита Владимирович Мкртчян из Института демографии ВШЭ. Когда я училась в магистратуре, обратилась в этот институт за консультацией, и мне порекомендовали его. С той консультации фактически началась работа над докторской.
Научным руководителем моей кандидатской диссертации стал Сергей Артемьевич Айвазян, ныне покойный. Он работал заместителем директора Центрального экономико-математического института, занимался разработкой эконометрических подходов для анализа качества и уровня жизни в регионах. Главное, чему он меня научил, – не распыляться и расставлять приоритеты.
С 2008 года я три года подряд принимала участие в университетском проекте АНЦЭА и стажировалась в «Экономической экспертной группе», руководителем которой является Евсей Томович Гурвич. С этих пор началось наше с ним плодотворное сотрудничество. Я очень благодарна Евсею Томовичу, считаю его своим наставником, очень многому у него научилась.
Во время обучения в аспирантуре мне посчастливилось познакомиться с Сергеем Маратовичем Гуриевым и поработать с ним в проекте Всемирного банка. В результате мы провели исследование проблемы «ловушек бедности» для внутренней миграции населения в России. Это одна из самых цитируемых моих статей.
Почему вы выбрали академическую аспирантуру? Повлиял ли на ваш выбор материальный фактор – повышенная стипендия?
Никак не повлиял. И в бакалавриате, и в магистратуре я занималась наукой и связывала с ней свое дальнейшее профессиональное развитие. В тот момент вообще не думала о деньгах – просто хотела заниматься тем, что мне нравится. Если за это еще и доплачивают – кто же будет отказываться?
Открытие академической аспирантуры стало для меня подарком судьбы. Впервые в России аспирантская программа строилась так же, как PhD, – подразумевался очень серьезный образовательный компонент, не только философия и иностранный язык, как это было в обычной аспирантуре. Мои наставники предлагали подавать документы на PhD в зарубежные университеты, но я этот путь не рассматривала – не хотелось надолго уезжать из России. Академическая аспирантура в Вышке – фактически равноценная альтернатива.
Помимо обычных вступительных экзаменов, нужно было подготовить портфолио и пройти собеседование. Особых трудностей не возникло. К тому же в университете меня хорошо знали – я не раз побеждала в конкурсе НИРС, получила «Золотую Вышку» за достижения в учебе.
Сложно ли было учиться в академической аспирантуре?
Да, были даже случаи отчисления за несданные экзамены. Продвинутые экономические курсы нам читали зарубежные профессора и российские коллеги со степенью PhD. Во время обучения мы обсуждали материалы наших будущих диссертаций, учились писать статьи в зарубежные журналы. Параллельно я преподавала студентам эконометрику.
Интересным опытом стала обязательная зарубежная стажировка – нужно было самому найти наставника в зарубежном университете и организовать не просто ознакомительную поездку, а полугодовую учебу, освоение части образовательной программы. И так сложилось, что на Апрельской конференции я встретила профессора из Германии Кристиана Зейдла, с которым познакомилась еще в студенческие годы, и он мне помог все организовать. И я на полгода стала аспиранткой Кильского университета (University of Kiel – Christian-Albrechts-Universität zu Kiel) – программы PhD по математическим методам в экономике.
Особо запомнился научный семинар, который мой немецкий научный руководитель Йоханес Брёкер, руководитель центра региональных исследований в Кильском университете, организовал для своих аспирантов из разных стран. Каждый PhD-студент рассказывал о своем исследовании, потом все обсуждали работы друг друга. На том семинаре я впервые узнала о пространственной эконометрике – новом направлении в науке, находящемся на стыке эконометрики и региональной экономики, которым в дальнейшем стала серьезно заниматься. Тот семинар проходил в деревне Теллоу в музее памяти Иоганна Генриха фон Тюнена, известного немецкого экономиста, и нам заодно рассказывали о его жизни и вкладе в науку.
Кандидатскую диссертацию защитили в срок?
Да, еще до окончания аспирантуры.
Как дальше складывалась ваша научная и преподавательская карьера?
Было много всего интересного.
Конечно, я преподавала – можно сказать, реализовала детскую мечту. В прошлом году записала свой первый онлайн-курс – это было настоящее видеопроизводство, очень интересный опыт. Курс посвящен количественным методам в экономике, основан на реальных кейсах и предназначен для студентов с не связанных с экономикой направлений.
Еще я участвовала в программах академического развития для сотрудников Вышки – входила в академический кадровый резерв как будущий преподаватель, как новый преподаватель. Самое главное, что я здесь приобрела, – возможность общения с коллегами с разных факультетов. Это очень помогло в развитии междисциплинарных связей – например, в разработке материалов для обучения математическим методам студентов с разных факультетов. Многие из тех, с кем мы тогда познакомились, сейчас занимают административные должности – Денис Стукал стал заместителем декана факультета социальных наук, Татьяна Хавенсон – директором департамента образовательных программ Института образования.
Был и опыт административной работы – я отвечала за создание и реализацию программы повышения квалификации по макроэкономике и эконометрике для сотрудников Центробанка. Конечно, много занималась наукой – например, участвовала в большом проекте «Макроэкономические механизмы исследования российского рынка труда» вместе с Евсеем Томовичем Гурвичем. Проект завершился коллективной монографией, и моя работа в этом проекте составила половину докторской диссертации. Участвовала в нескольких проектах Всемирного банка, а также в двухлетнем российско-итальянском проекте по исследованию молодежной безработицы, которым руководила Ольга Анатольевна Демидова.
Университет предоставил мне много возможностей для участия в международных конференциях, летних школах, стажировках, финансируя эти поездки. Я получала богатейший опыт научно-исследовательской работы, заводила профессиональные связи. На одной из таких конференций я познакомилась с моим будущим соавтором, коллегой из Австрии Сашей Сардадвар. Мы потом написали много совместных работ по моделям миграции населения и пространственным эффектам и до сих пор продолжаем сотрудничество.
На каком этапе задумались о докторской?
Решение о подготовке докторской я приняла три года назад. Ключевую роль здесь сыграла Светлана Борисовна Авдашева – руководитель департамента прикладной экономики и сопредседатель Диссертационного совета по экономике. Она поделилась своим опытом, убедила в том, что докторская не так сложна. Оказалось, на тот момент для защиты по совокупности публикаций мне не хватало всего лишь двух статей без соавторов.
В чем новизна вашего исследования? К докторским диссертациям в ВШЭ предъявляются очень высокие требования.
Мои работы посвящены разработке инструментария для объяснения потоков внутренней миграции в России, а также макроэкономических механизмов российского рынка труда.
Часть работ посвящена развитию подходов пространственной эконометрики, которая позволяет учитывать взаимосвязи между изучаемыми объектами, например, влияние одного региона на другой, а это важно для анализа региональной экономики. В своих исследованиях я показываю важность учета этих связей – ведь в противном случае происходят значимые смещения в коэффициентах, что приводит к ошибочным, даже противоположным результатам.
Председатель комитета по защите докторской диссертации Анатолий Абрамович Пересецкий, профессор-исследователь ВШЭ, отметил, что считает меня экспертом в области пространственной эконометрики, и мне это было очень лестно.
Все эти годы у вас оставалось время на личную жизнь, на семью?
Между защитой кандидатской и докторской я дважды была в декрете по полтора года, при этом продолжая заниматься наукой. Я очень благодарна своей семье, мужу и родителям, которые всегда поддерживают меня во всех начинаниях.
Ваша учеба, преподавание и научная работа связаны лишь с одним университетом. Считается, что такой путь – академический инбридинг – не оптимален для исследователя. Согласны с этим?
Конечно, инбридинг – это плохо. Но мой случай все же нетипичен. Высшее образование я получила в НИУ ВШЭ, но повышение квалификации и стажировки проходила в других университетах. Работала с более опытными коллегами не из Вышки, многие статьи писала совместно с ними, так что очень важная часть моего профессионального развития прошла за рамками Alma mater.
Чем планируете заниматься после защиты?
Буду преподавать. Недавно я стала академическим руководителем новой магистерской программы «Экономический анализ», которая реализуется полностью онлайн. Она состоит из трех треков – «Макроэкономика», «Компании, рынки и общественный сектор», «Инструментальные методы в экономике». Как разработчик содержания программы я отвечаю за третий трек – ведь весь мой путь с третьего курса до защиты докторской был построен на математических методах анализа экономики.
Продолжу работу в академическом кадровом резерве в качестве наставника – буду и дальше неформально объяснять молодым коллегам, как строить академическую карьеру в Вышке, в каких журналах публиковаться и так далее.
И, конечно же, продолжу научно-исследовательскую работу, в том числе с моими учениками.
У молодых коллег сейчас больше возможностей для академического развития, чем у вас десять лет назад?
Мы были первопроходцами, и те механизмы, которые мы испытывали на себе, сейчас стали нормой жизни. Программа обучения в академической аспирантуре теперь гораздо глубже продумана, межуниверситетские связи развиты лучше, в организации стажировок помогают руководители аспирантских школ. В этом году появился единый трек «магистратура – аспирантура»: можно почувствовать научную стезю еще будучи студентом, войти во вкус, сделать более глубокое исследование, начав его в магистратуре.
Новые возможности дают цифровые технологии – можно учиться у лучших зарубежных профессоров, не выезжая из страны.
Какие качества, на ваш взгляд, необходимы человеку, который хочет всерьез заниматься наукой?
Главное качество – любопытство. Если у человека еще в школе проявляется страсть к наблюдениям, интерес к происходящему вокруг, если он все время хочет узнавать новое, то шансы стать успешным ученым велики. Сегодня у исследователей много возможностей удовлетворять свое любопытство, и найти ресурсы для этого гораздо проще, чем десять, и тем более двадцать, лет назад, когда наука финансировалась совсем иначе.
Еще одно важное качество – стараться действовать не по шаблону, всегда искать новые, нестандартные решения, и это ценный навык, который лично мне очень пригодился в жизни.