«Я усилил присутствие государства в Вышке собственными руками»
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал «Газете.ru» о будущем ЕГЭ, реформе образования, проблемах вхождения российских вузов в мировые рейтинги, а также о том, почему наблюдательный совет ВШЭ возглавил Вячеслав Володин.
Будущее ЕГЭ
— Скоро школьники начнут сдавать ЕГЭ. Как вы оцениваете изменения, которые планируются в экзамене в ближайшие несколько лет: убрать варианты ответов из части А, ввести устную часть по гуманитарным предметам, сдавать ЕГЭ на компьютере?
— Ничего вредного в части А я не вижу, при выборе из заранее сформулированных вариантов ответа не всегда возможна «угадайка». Просто надо оставить в этой части вопросы, которые не допускают множественных толкований, — цифры, даты, события и т.д. Что касается устной части по гуманитарным предметам, то мы начали вводить устную часть в заключительном туре ряда всероссийских олимпиад. Даже там это трудоемко и порождает много рисков. Поэтому применительно к такому массовому испытанию, как ЕГЭ, я пока не представляю, как это можно сделать. Большой разницы, сдавать ЕГЭ на компьютере или писать на бумаге, для школьников нет.
— Как в принципе должен меняться ЕГЭ?
— ЕГЭ нужно разделить на первый и второй уровень сложности, когда можно выбрать тест в качестве простого экзамена или письменную работу как сложный, с помощью которого можно поступать в университет. ЕГЭ с повышенным творческим содержанием вполне реализуем в течение ближайших лет.
Сегодня еще обсуждают портфолио, а это коварная вещь. Любой ректор или нехорошо оживится, или придет в ужас, задай ему вопрос про портфолио. Потому что вуз либо набирает студентов по знакомству (это самый плохой вариант), либо с помощью портфолио предоставляет это право директорам школ. Я знаю десятки директоров школ и учителей, чьему мнению об их воспитанниках я доверяю. Но готовы ли мы к тому, чтобы распространить это на неизвестные нам школы и учителей? И больше того, за пределы школы, фактически на родителей поступающего. Лучше всего возникающий риск описывает анекдот про то, как разбогател Василий Иванович: поехал к пролетариям Великобритании, вернулся оттуда на двух «Роллс-Ройсах». Петька спрашивает: «Как же ты разбогател-то, Василий Иваныч?» — «Да как, Петька, пошли мы в клуб, сели в картишки перекинуться. Мне говорят: «Три короля». Я: «Покажи». А мне отвечают, что в Англии джентльмены верят друг другу на слово. И тут, Петька, мне так поперло, так поперло». Наше общество — это еще не британские джентльмены. У нас гораздо больше тех, кто отличается сметкой, поэтому, боюсь, портфолио, которое бы воспринималось всеми членами образовательного сообщества и которому можно было доверять, мы увидим не скоро.
— Как быть с сочинением, которое решили ввести уже в следующем году?
— Сочинение — другое дело. Это нужное, но рискованное нововведение. Понимание культуры и вкус у всех разные, так что сочинение пусть пишут те, кто готов рисковать. Мы все время говорили о возврате сочинения в формате ЕГЭ — есть возможность фактически заместить им портфолио. Сейчас выдвинуто хорошее предложение: сочинение пишут в школе, а вузы сами решают, засчитывать его или нет. Нам надо восстанавливать доверие к школе и у вузов, и у родителей. Мы уже достаточно долго поднимаем оплату учителей, я считаю, в основном вывели учителей из того состояния, когда они были бедными. По крайней мере, объективно коррупционная опасность с этой стороны уменьшилась. Но, как я уже говорил, не все вузы способны доверять всякой школе. Надо, чтобы прошло время и стороны присмотрелись друг к другу.
Вузы России в мировых рейтингах
— Вышка — один из участников программы «5/100», и вы попытаетесь к 2020 году войти в сотню лучших вузов мира. Что вы для этого делаете?
— Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока. Вышка в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах. Мы должны создать среду, чтобы к нам ехали зарубежные студенты. Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития. Темп сумасшедший.
Какие-то вузы собираются приглашать целые исследовательские команды из-за рубежа, что очень дорого и вряд ли может изменить «окружающую среду» в виде российских коллег. Важнее изменить кадровое ядро университета, изменить именно российских преподавателей. У нас в стране глубокие корни пустил научный провинциализм — это когда коллеги читают статьи только на русском, учат только по тем учебникам, которые выпущены на русском. Тем самым автоматически закладывается национальное отставание: Россия сегодня лидирует менее чем по 5% мирового фронта передовых исследований и технологий.
— Почему в ВШЭ зарплаты профессорско-преподавательского состава выше, чем в других вузах (170 тыс. — зарплата профессора)?
— Потому что нормальный профессор и должен столько зарабатывать. В дополнение к бюджету мы ежегодно зарабатываем на рынке почти 5 млрд руб., а это на 75% дополнительные доходы преподавателей и научных сотрудников. Кроме того, у нас жесткая система обучения, студенты много занимаются самостоятельно. Поэтому мы имеем возможность держать только преподавателей высокого уровня, а более слабых замещаем ассистентами — это лучшие старшекурсники и аспиранты. Так поступают все ведущие вузы мира. Есть такая шутка про Гарвард, что это место, где китайских студентов учат русские аспиранты. В лучших мировых вузах аудиторная нагрузка на профессора в два-три раза ниже, чем у нас, его время высвобождено для исследований и руководства аспирантами. Но это не значит, что студенты не занимаются, они просто приучены к самостоятельной работе. Вышка тоже приучает к этому. Поэтому мы можем направить деньги на то, чтобы платить высокую зарплату хорошим ученым и педагогам, не растрачивая деньги на пособие для малопрофессиональных людей, заполняющих штатное расписание. Хотя Вышка платила 200% зарплаты московского рынка еще пять лет назад. Так что сейчас мы скорее снизили обороты и у нас зарплата растет медленнее, чем раньше.
— Насколько программа «5/100» вообще выполнима для российских вузов?
— В Шанхайском рейтинге за последние три года из второй сотни в первую передвинулись четыре университета. Попасть в первую сотню лучших вузов предельно сложно. Само попадание не цель. Сейчас мы вынуждены сказать, что наша научная продуктивность, как и большинства российских вузов, недостаточна. Так что участие в этой программе — это скорее возможность для саморазвития.
— Это понятно. Но в силу политической обстановки вряд ли Россия теперь будет ставить цели вхождения в рейтинги лучших вузов мира.
— Мне кажется, руководство страны не идеалистически смотрит на эти вещи и прекрасно понимает, что занимать места в международных рейтингах — это показатель качества высшего образования.
Вы считаете, если у нас ухудшились отношения с Западом, то мы студентов отдадим в солдаты и пошлем на украинскую границу, что ли? Я вас уверяю, мы продолжим конкурировать в интеллектуальной области. Вероятность того, что эта задача снимется с повестки дня и перестанет финансироваться, нулевая.
Ведущие российские вузы должны перестать жить в уверенности, что они лучшие. Легко и просто попасть в рейтинг не получится. В Шанхайский мы, может, через 100 лет попадем, там вообще оценивается количество нобелевских лауреатов среди выпускников. Мировые рейтинги будут меняться, ведь они существуют не первый год и многими критикуются. А позиции российских вузов в них будут укрепляться. Глобальная конкуренция — это прежде всего конкуренция в сфере человеческого капитала, и все это понимают.
— Вам хватит денег на такие планы?
— Нет. На сегодняшний день мы имеем недофинансирование «дорожных карт», которые представили вузы, примерно в два-три раза. Как китайцы подходили к решению той задачи, которую мы решаем? Они отобрали ряд университетов и в одночасье утроили их финансирование. И университеты стали быстро выходить на глобальный рынок, строить новые лаборатории и корпуса, набирать команды.
Первоначально, когда параметры этой программы обосновывались, Дмитрий Ливанов оценивал ее в 150 млрд руб. в год плюс треть финансирования высшего образования в стране. В итоге Минобрнауки запросило у правительства и Минфина на реализацию первых лет программы всего 25 млрд руб. в год (на 70 млрд руб. бюджета 15 отобранных вузов), а дали, как известно, 10 млрд.
Так что сравните: увеличение финансирования на 200% (как в Китае) и на 10–20% (как у нас). Поэтому нужно убеждать руководство страны, что этих денег недостаточно, особенно для инженерных вузов, которые взяли такие же обязательства, как и мы, а зарабатывают значительно меньше.
Назначение ректоров
— В 2005 году вы говорили, что назначение ректоров несет негативный вклад в развитие российского образования. И вот с этого года в ВШЭ тоже будут назначать ректора?
— Я по-прежнему сторонник университетского самоуправления. Но выбирать ректора должен здоровый академический коллектив. А у нас в большинстве вузов с этим сложно. Я раньше был в аттестационной комиссии по рассмотрению кандидатур ректоров при Минобрнауки, такой своеобразный фильтр перед выборами. Так через нее ректорами становились бывшие депутаты, вице-губернаторы или в лучшем случае заместители старого ректора. Даже деканы имели мало шансов пройти фильтр, при этом в вузах никто не роптал, потому что коллектив был слабый и большинству было все равно. Когда мы достигнем другого качественного состояния академической среды, нужно будет ректоров выбирать. Но даже в Вышке мы сегодня озабочены формированием университетской демократии скорее на факультетском уровне. Считаю, мы в Вышке достигли такого состояния профессиональных сообществ, когда они могут принимать правильные, а не оппортунистические решения, например, по кадровым вопросам или по вопросам учебных программ. Но наши коллеги с трудом принимают необходимость тратить свое время на участие в комитетах и ведение административных дел, хотя регулярно ропщут на администрацию. Во многих западных странах ректор назначается попечительским советом университета, и никто не говорит, что академические свободы попираются.
— А есть вероятность, что вас не назначат?
— Это должно решить правительство. Я готов продолжать работу на своем месте.
Развитие ВШЭ
— Почему ВШЭ укрупняет факультеты?
— В западных университетах существуют департаменты, научные центры и мегафакультеты. В России — кафедры и факультеты. Мы переходим к международной структуре академического управления, от кафедральной к департаментской. Департамент — это не семь человек, а сто. Это большая свобода ученого в выборе деятельности и занятий наукой, а также отражение объективных процессов интеграции научного знания, перехода к сетевым структурам научного взаимодействия от административных. В чем различие? Есть кафедра энтомологии, где изучают насекомых, или кафедра марксистко-ленинской политэкономии. Это устройство существовало 100 лет и еще столько же просуществует. Жесткая сегментация, которая отражает очень низкий темп обновления науки. А современная наука устроена сетевым образом. Люди могут заниматься сразу двумя темами. Поэтому загонять их в прокрустово ложе кафедр означает существенно ограничивать темп обновления и развития научных коллективов. Департаменты, в свою очередь, объединяются в факультеты. Допустим, факультет гуманитарных наук будет готовить историков, филологов, философов. Кадровые решения остаются за департаментами, они будут приглашать тех преподавателей, которых хотят. Зато факультетам передается часть полномочий и денег с уровня университета. Вышка стала очень большой, и я не чувствую в себе достаточных компетенций думать, какие научные проекты поддерживать, какие образовательные программы принимать. Я хотел бы, чтобы появились лидеры, которые бы взяли ответственность за математику, гуманитарные, социальные науки и чтобы они взяли часть моих полномочий.
— Просто ВШЭ создавала для сотрудников понятные схемы карьерного роста. А тут получается, что деканы понижаются в должности. Разве не так?
— Совсем не так. Ошибка считать, что карьера в университете — замзавкафедрой — завкафедрой — декан — проректор — ректор. Это советская дурость. Ни я, ни деканы наших факультетов, надеюсь, не рассматривают свои посты как достижение. Карьера в университете — это ассистент — доцент — профессор. Я мог лучше самореализоваться и был бы более счастлив и уверен в себе, если бы не занимал административный пост. У нас как достижение человек рассматривает выборы его ординарным профессором ВШЭ, это что-то типа академика. Человек на всю жизнь получает гарантированную высокую оплату. Он может не преподавать, если не хочет. Но все хотят преподавать. Для ученого высшая карьера — его исследования и высокая оценка коллег.
— Расскажите про совместный факультет с «Яндексом».
— В строгом смысле аналог больших факультетов computer science — это весь соответствующий блок Вышки. Московский институт электроники и математики — это наша инженерная часть, проектирование hardware и соответствующая прикладная математика. Бизнес-информатика — решения уровня предприятий и IT-бизнес. Наконец, наш факультет компьютерных наук, общий с «Яндексом», — это работа с большими данными и компьютерная инженерия. «Яндекс» с 2006 года присутствует в Вышке. Но факультет — это уже задача формирования в России computer science, конкурентоспособной на мировом уровне.
Государство приходит в вуз
— Давайте поговорим и про другие изменения в Вышке. Почему на должность декана факультета медиа и дизайна был назначен Андрей Быстрицкий (бывший глава «Голоса России» и научный руководитель факультета медиакоммуникаций ВШЭ), а не Анна Качкаева (декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ), как ожидалось?
— Суть в том, что мы собрали арт-направления в один мегафакультет. У них есть явное переплетение задач: медиа и коммуникации (GR, PR, реклама) связаны самым очевидным образом. А дизайн в широком смысле — это метод подачи любого материала, не только графический. Плюс на большом факультете будет легче создать специфические механизмы кадрового развития. Например, в Вышке развита система надбавок за научные публикации. А в арт-направлениях научных статей не пишут, потому что у них есть другие механизмы профессионального признания. Это как раз журналисты, пиарщики, дизайнеры. Подавляющее большинство преподавателей на новом мегафакультете — практики-совместители.
Что касается руководства, то факультетом будет руководить команда лидеров, а не один декан — и Сергей Зверев (лидер направления коммуникаций), и Анна Качкаева, и Арсений Мещеряков (лидер команды дизайнеров), и другие. Андрей Быстрицкий из всех наших профессоров имеет наибольший опыт координации больших проектов и взаимодействий на политическом уровне, которые требуются этому факультету. Андрей, кстати, работает в Вышке с 2002 года, дольше, чем Анна Качкаева. Быстрицкому надо будет с государственными каналами взаимодействовать, выстраивать отношения с медиахолдингами, куда пойдут на практику студенты и где выпускники будут работать. К тому же он ученый, преподавал несколько лет в западных университетах.
— То есть вы полностью свободны в принятии решений по поводу Вышки?
— Нет конечно. В Вышке решения не принимаются единолично. Ключевые решения принимает ученый совет, который достаточно регулярно оппонирует администрации. Плюс я всегда советуюсь со своими коллегами. Но это не те, о ком вы думаете, это команда университета — примерно 20 человек.
— Есть мнение, что новый состав наблюдательного совета свидетельствует о большем усилении государства в вузе. В чем цель приглашения в председатели первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина?
— Значит, я усилил присутствие государства в Вышке собственными руками. Мы не хотим, чтобы наблюдательный совет просто одобрял наши решения. Мы предложили правительству новый состав набсовета из очень влиятельных, дотошных и неравнодушных людей: Ливанов, Дергунова, Задорнов, Максим Акимов, Леонид Печатников, из старых — Волошин и Александр Жуков. Если они приходят, то не отбывают номер. Уже на первом заседании мы почувствовали, как непросто с ними работать. Целый ряд вопросов прошел, скажем так, не автоматически. Но дело того стоит.
А Вячеслав Володин из членов набсовета самая весомая политически фигура, он и должен его возглавлять. Он уже показал свою эффективность: на первое заседание все как один собрались.
Реформа образования
— Давайте поговорим о Вышке как идеологе реформы образования. Как вы могли знать, что идете верным путем?
— Реформу российского образования проводит не Вышка. Мы являемся экспертным институтом, который предлагает обществу и власти некоторую модель, которая была бы полезна. Мы исследуем российское образование в международном контексте. Сейчас мы двигаемся к более свободной модели образования. Это касается и стандартов в общеобразовательной школе, где существенно увеличился выбор у ребенка, и перехода на бакалавриат и магистратуру, и ЕГЭ.
В целом система российского образования развивается в правильном направлении. Она не деградирует. У нас улучшились результаты по международным исследованиям уровня знаний среди школьников (PISA, TIMSS, PIRLS). Мы занимаем одно из лидирующих мест в мире по грамотности младших школьников. Занимаем очень приличное место в лидирующей группе стран по уровню образования взрослых. Мы лидеры по математике. Но прогрессировать недостаточно, надо опережать других. А с этим пока серьезные проблемы.
Есть вещи, где мы просто отстаем, например в системе непрерывного образования. У нас доля включенных в непрерывное образование после окончания вуза одна из самых низких среди развитых стран. У нас плохое изучение языков. В мире овладевают двумя-тремя языками в средней школе, а мы доучиваем один, да и то в университете.
У нас плохое обучение производственным технологиям. Сейчас мы только начали вводить прикладной бакалавриат. На образование выделяют слишком мало денег, и это ошибка. Сейчас все зависит не от ресурсов и контроля над территориями, а от интеллектуального труда. И об этом не надо забывать.
— Почему же в обществе гораздо сильнее позиция критиков реформы?
— Любое общество, как правило, ругает любую реформу. Оно так устроено: фиксируется на том, что отнимают, и как должное воспринимает то, что дают. Поэтому реформатор всегда должен совершать реформу стиснув зубы, рассчитывая на то, что ему сегодня достанутся лишь обвинения и оскорбления. Реформа образования — долгая история. Нужно выдерживать направление 10–15 лет в условиях постоянного раздражения.
— Если говорить о качестве образования, на что и направлена реформа, то пока не очень получается бороться с псевдообразованием. Мониторинг вузов проходит второй год, но неэффективными теперь называют в основном только филиалы. Как решать эту проблему?
— Что такое псевдообразование? Человек приходит в школу или в вуз не учиться, а получить диплом. Он бы его и в метро купил, но все заметят, что он нигде не учился. Другой вид псевдообразования — когда не очень образованный человек приходит учиться, а его обманывают. Он приходит учиться на экономиста, а ему преподают историю СССР. У нас до 25% вузов и отдельных программ является подобным псевдообразованием. От него нужно избавляться. Псевдообразование очень легко фиксируется: можно сделать срезы знаний студентов вторых-третьих курсов, и все станет ясно.
Мониторинг эффективности вузов я считаю не очень удачным проектом. Понять, эффективен вуз или нет, можно при помощи нескольких критериев. Во-первых, качество приема. Это, кстати, единственный критерий по делу, который есть в мониторинге. Если вуз принимает на бюджетные места людей, которые заведомо не смогут учиться, — это профанация. Не будет человек инженером, если у него тройка по математике или физике! Во-вторых, востребованность на рынке труда. Нужно считать, сколько выпускники получают в первые пять лет после выпуска. Но самый явный критерий не требует вообще никаких исследований. Есть в регионе Институт текстильного машиностроения, а предприятия, где эти станки бы использовались, нет. Трудоустройство выпускников равняется нулю. А мы тратим бюджетные средства. Всем понятно: если человек приехал учиться на текстильного инженера в Москву, он точно не будет работать по специальности, потому что в Москве нет ни одного текстильного предприятия, а из Москвы в Иваново он не поедет. Потому что в Москве уборщица зарабатывает больше, чем инженер в Иванове.
Мониторинг Минобрнауки не решает этих вопросов. В результате применения формальных критериев половина московских и питерских вузов, потерявших рынок труда, оказались в зеленой зоне и признаны эффективными. Зато РГГУ, МАРХИ стали неэффективными. Они, оказывается, имеют слабую материальную базу. Ну так пусть учредитель поможет МАРХИ и РГГУ. Закройте бесполезный вуз и отдайте его помещения МАРХИ. То же самое с РГГУ. Рядом с ним находится слабый технический вуз, закройте его и передайте корпуса РГГУ.
Борьба с фантомами
— Сейчас опять вернулись к тому, что было в советское время: регионы опять начали формировать госзадание, сколько им нужно выпускников той или иной специальности. Как вы к этому относитесь?
— Мы не истребили целый ряд советских фантомов, которые существуют в системе госуправления, в том числе и в образовании. Государство занимается фиктивной, ненужной деятельностью. Под эти цифры идут бюджетные места. Регионы делят федеральные деньги, поэтому заказывают впрок. Если бы они платили из собственных бюджетов, госзаказ на учителей и инженеров стал бы в два раза меньше. Государство должно финансировать обучение в вузах лучших выпускников школы. Больше, честно говоря, государство ничего не умеет. Оно не может предсказать состояние рынка труда через пять лет.
Разумнее вернуться к системе государственных грантов на образование, которые получают выпускники школы в зависимости от продемонстрированных ими знаний и талантов. Потому что сейчас самыми ответственными игроками на рынке образования остаются дети с родителями и вузы. Так пусть они и принимают решения. А чиновники, губернаторы и работодатели к этому отношения не имеют. Они никаких рисков на себя не берут.
— Сейчас появились псевдоисследования, в которых появляются нападки в том числе и на Вышку. Было, к примеру, исследование, что к вузам должен быть применен закон об НКО. Очевидно, чтобы либералы не плодились. Как вы к этому относитесь?
— Понимаете, несмотря на все усилия державно озабоченных людей, либералы плодятся от сытости. Единственный способ не плодить либералов — эту сытость прекратить. По-моему, хороший рецепт был у одного из градоначальников города Глупова в «Истории одного города». Там градоначальник давал наставления своим коллегам, что если кто из них увидит, как обыватель ест кашу с маслом, то он эту кашу должен отнять и бросить собакам. Потому что в обывателе должно быть воспитано только одно свойство — стойкость к бедствиям. Вот как только мы про это забываем, либералы начинают плодиться. Поэтому я искренне сочувствую людям, которые кладут живот на то, чтобы извести этих врагов отечества. Но я им рекомендую все-таки для пущей уверенности начать с себя. Пусть они вечером встанут перед зеркалом, на себя посмотрят и честно скажут: «Я вкушал кашу с маслом». И после этого прыгнут в окно.
Елена Мухаметшина
Быстрицкий Андрей Георгиевич
Декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Зверев Сергей Александрович
Заведующий Отделением интегрированных коммуникаций
Качкаева Анна Григорьевна
Декан Факультет медиакоммуникаций
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Мещеряков Арсений Владимирович
Научный руководитель Факультета дизайна
Вам также может быть интересно:
Количество позиций ВШЭ в топ-100 предметных рейтингов удвоилось за год
Сегодня публикацией предметного рейтинга «Искусство и гуманитарные науки» британского издания THE завершен годовой цикл публикаций трех основных мировых рейтингов ― THE, QS и ARWU. По сравнению с прошлым годом Высшая школа экономики увеличила количество позиций в топ-100 предметных рейтингов ТНЕ, QS и ARWU в два раза ― с 6 до 12.
ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation
Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.
ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов
В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.
ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies
Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.
ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ
Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.
ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ
ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.
Рейтинг QS: выпускники Вышки востребованы на рынках труда по всему миру
Высшая школа экономики входит в топ-250 лучших университетов мира по версии рейтинга QS по трудоустройству, несмотря на возросшую конкуренцию. В этом году составители рейтинга оценили 786 университетов из разных стран мира — больше, чем в прошлом выпуске. Публикуемая часть списка также увеличилась на 10%: в нее вошло 550 вузов.
ВШЭ вошла в топ-125 мирового рейтинга ТНЕ по предмету «Психология»
Высшая школа экономики в очередной раз улучшила свой результат по психологии в предметном рейтинге Times Higher Education, войдя в группу 101-125 лучших университетов мира по этому предмету.
Пять магистерских программ ВШЭ устойчиво входят в рейтинг QS Business Masters
Высшая школа экономики второй год подряд представлена пятью магистерскими программами в рейтинге QS Business Masters. При этом программы «Международный бизнес» и «Финансовая экономика» улучшили свои позиции в топ-100 рейтинга.
Плюс 200 позиций получил НИУ ВШЭ в рейтинге ARWU
Высшая школа экономики продемонстрировала взрывной рост в Шанхайском институциональном рейтинге (ARWU), улучшив свой результат сразу на 200 позиций. Университет перешел в диапазон 601-700 и поднялся среди российских вузов с 7-8-го до 4-5-го места.