• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

© iStock

Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.

Здравоохранение — одна из самых кадрозависимых отраслей. В последние годы сектор столкнулся с серьезными вызовами: пандемией, изменениями рынка труда и приходом нового поколения специалистов с иными ценностями. Традиционные методы управления уже не отвечают современным потребностям, и на смену им приходит человекоцентричный подход, который ставит во главу угла соблюдение баланса потребностей сотрудников и интересов работодателей.

Владимир Соловьев

«Человекоцентричность в здравоохранении чаще всего связывают с заботой о пациентах. Но мы уверены: настоящая человекоцентричность начинается с изменения культуры отношения к сотрудникам», — говорит Владимир Соловьев, заведующий Лабораторией ЧИЛ.

Согласно новому ГОСТ Р 71549–2024 «Система менеджмента человекоцентричной медицинской организации», вступившему в силу с 1 марта 2025 года, в человекоцентричной медицинской организации поощряется участие пациентов в решении вопросов собственного здоровья, работники нацелены (и обучены) на учет физических, информационных, эмоциональных и духовных потребностей пациентов, а также создана система, направленная на благополучие и развитие работников. По мнению специалистов Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричный подход должен начинаться именно с особого внимания к потребностям работников. Работодатель прежде всего должен предоставить своему коллективу ресурсы для качественной и эмпатичной заботы о пациентах. То есть человекоцентричное управление персоналом медицинской организации является своего рода развитием пациентоцентричного подхода, переносом его на внутреннего клиента — сотрудника организации.

В рамках проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения» команда Лаборатории ЧИЛ разработала человекоцентричную модель управления персоналом в организациях сферы здравоохранения и соответствующий ей измерительный инструмент — Индекс человекоцентричности по отношению к сотрудникам в организациях сферы здравоохранения.

В модели предлагается рассматривать работника медицинской организации в четырех ключевых ролях: как личность, как часть команды, как сотрудника организации и как члена общества, имеющего интересы вне профессиональной деятельности. А также учитывать четыре группы потребностей сотрудников: физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Цель этой модели управления персоналом — оценить уровень человекоцентричности медицинской организации по отношению к сотрудникам. Индекс, состоящий из 73 вопросов по 16 субшкал (каждая субшкала — это пул вопросов, отражающих уникальные потребности на пересечении четырех ролей и четырех групп потребностей сотрудника), позволит системно анализировать условия труда персонала для лучшего понимания потребностей сотрудников.

Проект еще на старте вызвал значительный интерес у профессионального сообщества. Так, его ключевые аспекты обсуждались на круглом столе «Инициативы медицинского сообщества», который проходил 29 января в здании Мэрии Москвы при поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой.

Разработка модели шла в несколько этапов. Вначале команда провела обзор научно-исследовательской литературы и лучших практик управления персоналом в здравоохранении, в том числе с учетом теоретико-методологической основы формирования модели управления организациями, концептуализированной в форме восьми базовых принципов человекоцентричности. На основе данной работы разработан первый прототип модели управления персоналом в здравоохранении, ориентированной на человека.

В рамках валидации модели состоялись шесть экспертных фокус-групп с участием признанных лидеров российского здравоохранения в области кадрового менеджмента: представителей органов исполнительной власти, главных врачей государственных медицинских организаций и их заместителей, руководителей кадровых центров, корпоративных университетов и некоммерческих проектов помощи медработникам, а также владельцев частных клиник, HR-директоров и независимых HR-консультантов. В исследовании приняли участие больше 30 экспертов.Было последовательно протестировано три прототипа модели, и только финальный вариант получил единогласное одобрение экспертов. Они подчеркнули научную обоснованность и практическую значимость разработанной модели, а также охарактеризовали ее как потенциальный аналитический инструмент, на который может опираться руководитель для принятия взвешенных управленческих решений.

Наталья Мефодовская

«Я с вами прошла весь путь — от первого варианта до текущего. И хочу сказать, что, конечно, текущий мне нравится просто кратно больше. Мне он кажется практически идеальным», — отметила Наталья Мефодовская, коуч, командный коуч и бизнес-тренер в сфере здравоохранения.

Кирилл Кузьмичев

«Понимание ценностей своих сотрудников и команды — это очень важно, и здорово, что модель это учитывает, — считает Кирилл Кузьмичев, заместитель главного врача УКБ №4, Сеченовский университет. — Мы научились формулировать ценности организации, но также необходим механизм проверки: как мы поймем, что сотрудники знают эти ценности, как именно они их понимают и разделяют ли их, откликаются ли они их личным ценностям».

В апреле состоялся круглый стол, посвященный обсуждению финальной версии человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях, на котором эксперты отметили, что человекоцентричность — это не просто модный тренд, а необходимость в новых условиях рынка труда, которая помогает снизить текучесть кадров, повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить финансовые показатели клиник и, как следствие, повышает качество оказания медицинской помощи пациентам. При этом критически важно, что высокое качество помощи пациентам обеспечивается заботой о тех, кто ее оказывает, а не принуждением к работе на пределе возможностей и жертвенности.

Полина Твилле

«Если человекоцентричность — это корпоративная ценность, то сотрудники должны ощущать ее в первую очередь на себе, — уверена Полина Твилле, научный сотрудник Лаборатории ЧИЛ и проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения». — Нельзя требовать человекоцентричности по отношению к пациентам, если сотрудники сами ее не чувствуют».

Альбина Лещева

«Мы внедряем человекоцентричные практики уже четвертый год, и могу с уверенностью сказать: это влияет и на экономику. Например, текучесть кадров — колоссальная статья расходов, и человекоцентричность помогает ее сократить», — подчеркнула Альбина Лещева, основатель и CEO клиники нового поколения «Лейб-Медик».

Планируется, что модель не только станет основой для оценки человекоцентричности по отношению к персоналу, но и будет сопровождаться перечнем инструментов и практик, направленных на улучшение управления персоналом в клиниках.

Екатерина Михайлова

«Вторым блоком человекоцентричной модели управления в сфере здравоохранения должны стать сформированные на основе опросов инструменты для руководителей медицинских организаций», — говорит Екатерина Михайлова, заместитель главного врача по кадрам Краевой клинической больницы Красноярска.

Данная тема активно разрабатывается Лабораторией ЧИЛ в рамках проекта «Прикладные решения Концепции человекоцентричного руководителя и лидера в системе здравоохранения».

Оксана Семеновских

«Важно не только провести измерения, но и дать инструменты, а затем, после внедрения инструментов, повторно опросить ту же аудиторию. Это позволит понять, что удалось изменить, каких результатов достигли, как изменились показатели», — предположила Оксана Семеновских, бизнес-консультант, эксперт по HR, развитию лидеров, команд и компаний.

Следующий этап — масштабная апробация Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения в ведущих медицинских организациях России. Для валидации разработанного инструмента было заключено соглашение о научном сотрудничестве с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения. В результате партнерства к апробации Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения планируется привлечь респондентов — сотрудников государственных и частных медицинских организаций.

Алексей Кошель

«Обеспечение человекоцентричного подхода в сфере здравоохранения, пожалуй, самая важная на сегодня задача, которая наряду с обновлением материально-технической базы лечебных учреждений позволит завершить работу над созданием нового лица современной российской медицины. Уверен, что наши эксперты из Лаборатории ЧИЛ НИУ ВШЭ, основываясь на своем богатом опыте разработки подобных проектов, помогут выработать необходимые дальнейшие шаги для развития сферы здравоохранения. Конечно, вспоминая классика, работа посвящена именно кадрам, что считаем наиболее приоритетным», — прокомментировал проректор НИУ ВШЭ Алексей Кошель.

Человекоцентричность — это путь к устойчивому развитию здравоохранения. Она объединяет науку, практику и ценности, создавая среду, где сотрудники чувствуют себя значимыми, а пациенты получают качественную помощь. Разработки Лаборатории ЧИЛ призваны предоставить медицинским организациям инструмент для лучшего понимания потребностей персонала, что крайне важно для формирования человекоцентричной кадровой политики, в центре которой будут реальные интересы сотрудников.

Вам также может быть интересно:

Человек в центре: от Москвы до Дальнего Востока

Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ представила управленческую модель будущего на марафоне «Знание.Первые» в Хабаровске. Событие, посвященное 80-летию атомной промышленности России и организованное Российским обществом «Знание» при поддержке Госкорпорации «Росатом», собрало сотни молодых людей — студентов и школьников. Здесь говорили о будущем страны, технологиях и, что особенно важно, о роли человека в этом будущем.

Вышка исследует потребности глухих

В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.

В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория

Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.

30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»

В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.

Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении

Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.

Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников

В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.

Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»

IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.

«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов

14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.

Data Day в Ингушетии: Вышка помогает открыть мир больших данных для нового поколения

Благодаря инициативе студентов и выпускников Высшей школы экономики в столице Ингушетии Магасе прошел Data Day. Масштабный интенсив был организован Вайнахским клубом НИУ ВШЭ и Академией цифрового развития (образовательный проект, реализуемый при поддержке Правительства Республики Ингушетия). Событие объединило студентов и молодых специалистов, желающих построить карьеру в одной из самых востребованных сфер — анализе и обработке данных.