Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Чтение — навык, без которого трудно учиться, работать, ориентироваться в мире. Но даже у взрослых людей могут возникать сложности: текст читается медленно, буквы прыгают, слова меняются, смысл ускользает, а после остается усталость. Часто такие симптомы остаются без внимания. Однако они могут указывать на дислексию — специфическое нарушение чтения, которое возникает в детстве и при отсутствии специальной помощи может сохраняться во взрослом возрасте, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, и хорошее образование.
В России до сих пор сложно диагностировать дислексию у взрослого человека. Один специалист может поставить диагноз, другой — опровергнуть, третий — заметить новые проблемы. И это связано не с качеством работы, а с тем, что применяются разные подходы и диагностические инструменты. А еще — с тем, что стандартизированных инструментов для диагностики дислексии у взрослых — не было.
Проблема в том, что без надежной диагностики сложно объективно оценивать эффективность коррекции. Чтобы проверить эффективность методики, нужно сравнивать навыки чтения до и после занятий. Но если использовать один и тот же текст, участник может частично запомнить его, и результаты окажутся недостоверными. Если же тексты разные, но их параметры неизвестны, невозможно определить, с чем связаны изменения — с терапией или с тем, что второй текст оказался проще или сложнее.
Чтобы решить эту задачу, исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали и протестировали два текста. Они различаются по содержанию, но не имеют значимых отличий по ключевым лингвистическим параметрам: длине и частотности слов, синтаксической структуре предложений, читаемости по индексу Флеша и другим показателям. Исследователи предполагали, что такие тексты будут одинаковыми по сложности для взрослых носителей русского языка. Итоговые версии теста проверяли на выборке из 111 студентов.
Яна Кокорева
«Тексты мы писали вручную, без помощи нейросетей — следили за синтаксисом предложений, длиной и частотностью слов, стараясь при этом сохранить связный и осмысленный сюжет. Такая работа была бы невозможна без инструментов коллег: мы опирались на лексическую базу StimulStat и сервис "Текстометр", которые позволили точно контролировать психолингвистические параметры текста», — комментирует соавтор теста, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Яна Кокорева.
Результаты подтвердили, что оба текста читаются одинаково: без статистически значимых различий в скорости, точности и понимании прочитанного. Это доказывает, что их можно использовать для оценки навыка чтения до и после коррекции дислексии — и делать обоснованные выводы об эффективности методики. На основе бумажного теста команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработала цифровую версию теста, доступную для скачивания.
Светлана Дорофеева
«Тест уже можно использовать на практике — он подходит как для диагностики дислексии у взрослых, так и для оценки прогресса после коррекционных занятий. Исследование подтвердило: если тексты лингвистически выверены, они действительно одинаково сложны для читателя. А значит, методику можно масштабировать и на основе уже известных параметров создавать новые тексты для повторного тестирования взрослых. По тем же принципам можно разработать версии и для детей, если адаптировать параметры под их возраст», — говорит одна из авторов, научный сотрудник центра языка и мозга Светлана Дорофеева.
Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Центры превосходства».
Вам также может быть интересно:
«Будущее не предопределено — мы формируем его решениями сегодня»
Стратегический технологический проект «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования» ВШЭ охватывает горизонты от 10 до 30 лет и включает работу над новыми методиками сценарного анализа. Он объединяет исследователей разных направлений и помогает выстраивать целостное видение будущего. Цель проекта — не только построить прогнозы, но и выработать практические рекомендации для государства и бизнеса. О том, зачем учиться ставить правильные вопросы о будущем, рассказала декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Анастасия Лихачёва.
«Биотех бурлит во всем мире, его кривая роста опережает развитие компьютерных технологий»
Более пяти лет в НИУ ВШЭ действует Международная лаборатория биоинформатики факультета компьютерных наук. За это время ее ученые добились значительных научных результатов. Здесь разработан уникальный в мировой практике тест «Кардиожизнь», позволяющий прогнозировать вероятность проявления сердечно-сосудистых заболеваний. С привлечением студентов и аспирантов Вышки ведутся исследования для создания лекарств нового поколения. Заведующая лабораторией Мария Попцова рассказала о ее работе в интервью новостной службе «Вышка.Главное».
Аспирантку НИУ ВШЭ наградили за лучший доклад на 58-й конференции Societas Linguistica Europaea
С 26 по 29 августа в Бордо (Франция) состоялась крупнейшая ежегодная конференция по лингвистике Societas Linguistica Europaea, в которой приняли участие аспиранты и исследователи из НИУ ВШЭ. Работа Елены Шведовой “Lability drift in Modern Aramaic languages” была высоко оценена членами экспертного сообщества и заняла первое место среди докладов аспирантов. О своем исследовании и самой конференции Елена рассказала в интервью новостной службе «Вышка.Главное».
Географы НИУ ВШЭ рассчитали климатический риск-профиль Красноярского края
Команда Центра геоданных факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ детально оценила природные риски, которым подвергается Красноярский край из-за изменения климата. Обсуждение риск-профиля состоялось на прошедшем в Новосибирске XII Международном форуме технологического развития «Технопром-2025».
НИУ ВШЭ и Правительство Якутии подписали соглашение о сотрудничестве в области климатической адаптации
Соглашение о стратегическом сотрудничестве в научно-технологической и образовательной сферах подписали декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.
Психолингвисты из НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики дислексии у детей
Специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новый цифровой инструмент для диагностики дислексии у младших школьников — «ЛексиМетр». Это первое в России стандартизированное приложение, которое позволяет быстро и надежно оценивать навыки чтения у детей и выявлять дислексию либо ее риск. Программа доступна на платформе RuStore и работает на планшетах с операционной системой Android.
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».