Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного

В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.
В настоящее время русский язык занимает 5-е место по распространенности в числе 12 ведущих языков мира (после английского, испанского, французского и китайского). Обучение русскому языку как иностранному становится все более востребованным, увеличивается число образовательных программ по русскому языку в зарубежных университетах.
Онлайн-клуб Школы иностранных языков НИУ ВШЭ позволит всем заинтересованным участникам усовершенствовать свои коммуникативные умения по русскому языку, а также познакомиться со спецификой русской коммуникативной культуры, традициями и культурно-историческим наследием России.
На предварительном этапе проект объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов НИУ ВШЭ, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.
Екатерина Колесникова
«Сегодня действительно очень важное событие в жизни Школы иностранных языков и Высшей школы экономики. Концепция международного онлайн-клуба направлена на то, чтобы создавать, популяризировать связи между всеми, кто заинтересован в изучении русского языка, в поддержке и продвижении русской культуры, — отметила руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, доцент, кандидат педагогических наук Екатерина Колесникова. — Этот клуб открыт для очень многих. Мы будем рады, если к нему присоединятся международные студенты Высшей школы экономики и других университетов, наши преподаватели и наши партнеры. Уже на самом старте проект набирает популярность. На текущий момент интерес к участию в мероприятиях онлайн-клуба проявили студенты 10 факультетов Высшей школы экономики. Это студенты не только гуманитарных направлений, но и факультетов математики, экономических наук, мировой экономики и мировой политики, компьютерных наук, Высшей школы бизнеса, Института демографии и ряда других. Мы видим, что к клубу будут присоединяться участники с разным уровнем владения русским языком и совершенно разного возраста — от 19 до 56 лет. Это прекрасно, потому что обмен опытом разных поколений — это тоже очень важная и значимая история развития проекта.
Уверена, что со временем мероприятия этого клуба станут масштабными и заметными событиями. Мы надеемся, что благодаря клубу вы очень скоро почувствуете настоящий прирост своих коммуникативных компетенций и сможете уверенно использовать русский язык для общения!»
В течение учебного года участников проекта ждут открытые лекции ведущих экспертов, а также практические занятия в разговорном клубе по актуальным дискуссионным темам.
Анастасия Соломонова
«Для меня это особенный день, потому что мы открываем особенный проект. Это пространство, где язык становится не барьером, а мостом между культурами, идеями и людьми. Здесь каждый сможет учиться и делиться своим опытом. Мне бы хотелось отметить, что наши встречи не будут походить на уроки или экзамены, где кому-то будут ставить оценки. Это живое и очень теплое пространство для общения на русском языке, где мы сможем узнать и рассказать больше о России, о русских традициях, общаться по-русски с интересом и без страха. И, на мой взгляд, это очень значимо», — подчеркнула Анастасия Соломонова, руководитель онлайн-клуба GLAGOL’, руководитель специализации «РКИ: преподавание и продвижение русского языка и культуры» на образовательной программе бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, доцент, кандидат педагогических наук.
Первую лекцию для участников мероприятия провел доктор филологических наук, профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета (Испания) Рафаэль Гусман Тирадо. В 2017 году за 30-летний вклад в сохранение и популяризацию русской культуры в Испании орден Дружбы был вручен Рафаэлю Гусману Тирадо лично президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Рафаэль Гусман Тирадо
«Для меня огромная честь выступить сегодня на этом представительном мероприятии, в этом клубе русского языка. Русский язык — это то, что мы любим и что нас объединяет, — отметил Рафаэль Гусман Тирадо. — Мне очень приятно еще и потому, что я выступаю в своем любимом университете, с которым сотрудничаю уже второй год. Я попросил своих студентов в Испании подключиться к сегодняшнему мероприятию, потому что это большое событие не только для Высшей школы экономики, но и для партнеров вуза, в том числе для Гранадского университета. Это дверь, открытая для общения студентов из самых разных стран, которых объединяет любовь к великому русскому языку».
В ходе своей лекции Рафаэль Гусман Тирадо представил инновационные интернет-ресурсы в Испании по преподаванию русского языка как иностранного и русской литературы на примере сайта «Русский язык в Испании», созданного научно-исследовательской группой под его руководством.
Екатерина Колесникова подчеркнула, что благодаря таким лекциям и общению с такими уникальными людьми, как Рафаэль, участники действительно смогут почувствовать, насколько русский язык и русская культура могут быть любимы и какая это непреходящая ценность.
Регистрация в онлайн-клуб для участия в мероприятиях проекта.
Точнее определить свой уровень владения русским языком поможет краткое тестовое задание.
За всеми новостями и анонсами мероприятий можно следить в телеграм-канале проекта и Школы иностранных языков.
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.


