Инноваций в российской школе много, но они уже внедрены в передовых странах
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «Измерение инноваций в образовании», согласно которому российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. Причины этой высокой оценки разъясняет научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Доклад выделяет девять главных инноваций в российской системе школьного образования:
- Рост использования материальных стимулов для привлечения и удержания учителей;
- Рост использования данных оценки для мониторинга ежегодного прогресса учащихся;
- Больше специальных занятий по математике для отстающих;
- Больше факультативов в начальной школе;
- Рост участия родителей в работе родительских комитетов;
- Большее использование широкого спектра литературы в преподавании естественных наук;
- Рост дифференциации в обучении в средних и старших классах;
- Рост использования компьютера как источника информации;
- Увеличение доступа к интернету в классе.
Выводы, сделанные в докладе, меня не удивляют: мы уже в течение длительного времени повторяем, что целый ряд негативных тенденций в российском образовании постепенно преодолевается. Коллеги из ОЭСР признали, что наша система не маргинальна, более того — высоко оценили темпы ее развития.
ОЭСР проводит сравнительный анализ динамики внедрения инноваций в разных странах — именно динамики, а не положения дел. С 2008-2009 годов во многих западных странах эта динамика была низкой, поскольку главной задачей было сохранение финансирования в условиях экономического кризиса. А наши реформы образования, постоянно подвергающиеся критике со стороны наших же российских коллег, действительно, способствовали внедрению инноваций.
Но, к сожалению, Россия в основном пока остается лишь «догоняющей» страной: путь инноваций, который мы проделали за последние годы, ведущие страны ОЭСР прошли раньше.
Что стоит за нашими инновациями?
Материальные стимулы для учителей, инновация № 1 — это не только новая система оплаты труда, но и значительное повышение зарплаты педагогов, доведение ее до средних показателей по экономике региона в соответствии с майским указом президента № 597.
У нас пока нет инноваций, которые не просто повышают эффективность нашего образования, но и могут использоваться в других странах. А такие инновации в Советском Союзе были
В советской школе образовательный процесс был сильно стандартизирован, но не было стандартизированных и надежных данных для мониторинга качества знаний. Появление ЕГЭ и ГИА, пусть даже к ним есть немало претензий, — это инновация № 2, шаг в сторону объективной оценки качества образования.
Инновации № 4 и № 7 — факультативы в начальной школе, дифференциация в основной и старшей школе — это проявление той самой вариативности образования, о необходимости которой мы говорим последние 20 лет.
5-я инновация — рост участия родителей в жизни школы — тоже важная линия. Школа в СССР была исключительно государственным институтом, и только с начала 2000-х она начала превращаться в государственно-общественный институт, где возможно государственно-общественное управление. До революции это было само собой разумеющимся — в управлении школой участвовало земство, школа считалась частью местного сообщества. Советская власть уничтожила эту традицию, и теперь мы ее восстанавливаем.
По целому ряду направлений у нас десятилетиями не делалось вообще ничего. Отставание, например, в области компьютерных технологий — наследие еще советской власти. Поэтому 8-я и 9-я инновации — рост использования компьютера как источника информации и увеличение доступа к интернету в классе — для нас особенно важны. В середине 1990-х годов Россия входила лишь во вторую сотню стран мира по показателю использования компьютеров в школе, и приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого компьютеры поставлялись в школы и подключались к интернету, позволил сделать колоссальный шаг вперед.
Какие еще инновации нам нужны?
Очень хорошо, что наше образование признано инновационным. Да, мы меняемся, но у нас пока нет инноваций, которые не просто повышают эффективность нашего образования, но и могут использоваться в других странах. А такие инновации в Советском Союзе были: системой обучения детей математике и естественным наукам мы делились со всем миром, из национальной инновации она превратилась в инновацию глобальную. Аналог в этом смысле — японская система обучения музыке и другим искусствам: не случайно в самых культурных американских городах есть «музыкальные школы Судзуки» и «русские математические школы».
К сожалению, сейчас в российском образовании условия для инноваций, в том числе «догоняющих», ухудшаются. Сужаются границы свободы, и меня это тревожит. Например, идея перехода к «единым учебникам» прямо противоречит инновационным поискам. В последнее время мы еще наблюдаем и снижение поддержки экспериментальных школ. Так возникает опасность отставания в области инноваций. Хотя среди директоров школ и учителей до сих пор много людей очень интересных и креативных. На них вся надежда.
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.
Фрумин Исак Давидович
научный руководитель Института образования