Для попадания в топ мировых рейтингов ведущим вузам РФ нужны новые права и возможности
8 октября в Высшей школе экономики прошло второе общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты». Обсуждались, в частности, вопросы о привлечении в российские вузы иностранных студентов, о возможности аккредитации программ по новым направлениям подготовки и о присуждении ученых степеней ведущими университетами.
Ассоциация «Глобальные университеты» была создана в начале 2014 года, тогда же состоялось первое общее собрание. В организацию вошли вузы, участвующие в проекте повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования 5/100. Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, основная задача ассоциации — формировать и лоббировать предложения, которые позволят университетам двигаться вперед. Ряд таких инициатив был рассмотрен на прошедшем заседании.
Механизм квотного набора иностранных студентов нуждается в совершенствовании
Каждый год российские вузы получают квоты на прием иностранных студентов за счет государственного бюджета — как рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, на это выделяется 15 тысяч мест. Из них 10 тысяч находятся в ведении МИД России и Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества). Сначала они формируют контингент абитуриентов в определенных странах, исходя из геополитических интересов России, затем абитуриенты выбирают вузы, а вузы отбирают лучших на основе вступительных испытаний.
Однако эта модель работает с перебоями. Качество квотного набора оставляет желать лучшего — вузы ставят очень низкую планку для иностранных абитуриентов, зачастую сводя вступительные испытания к решению элементарных задач. В некоторых ведущих вузах не знают о возможности привлечения абитуриентов в рамках квот или же знают, но ей не пользуются. «Пока мы не видим эффектов ни в решении геополитических задач, ни в реализации политики международной мобильности, ни в привлечении качественного контингента, — обратился к ректорам Александр Соболев. — Вам дано право отбирать студентов, а вы им не пользуетесь».
Участники общего собрания пришли к выводу, что механизм квотного набора нуждается в совершенствовании.
Во-первых, нужно увеличить ежегодную квоту до 20-25 тысяч человек. Это необходимо для попадания ведущих российских вузов в международные рейтинги, где учитывается доля иностранных студентов.
Во-вторых, нужно дать приоритетное право отбора абитуриентов вузам, которые имеют очевидный научный потенциал и могут гарантировать качество образования.
В-третьих, ведущие вузы сами должны устанавливать правила приема иностранцев. «А органы государственной власти пусть контролируют, справляются ли вузы со своими задачами», — подчеркнул проректор ВШЭ Сергей Ерофеев.
Необходимо провести мониторинг качества набора и анализ причин отсева иностранных студентов. Бывает так, что они вынуждены бросать учебу из-за отсутствия денег на жизнь в России и устраиваются на работу, например, швейцарами в рестораны, что несложно при наличии экзотической внешности. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, нужно выделять иностранным студентам стипендии в начале учебы и по мере успехов в обучении, как это делается в западных странах.
В ведущих вузах нужно создавать англоязычную среду, благоприятную для иностранных студентов, и здесь уже есть вузы-лидеры, которые могут делиться опытом с остальными (например, выпустив книгу с рекомендациями). Учебные заведения, участвующие в проекте 5/100, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) могли бы образовать около двадцати групп, каждая из которых будет работать с теми или иными странами, важными с точки зрения геополитических интересов России.
Новые направления подготовки в ведущих вузах должны получать аккредитацию, не дожидаясь первого выпуска
Миссия ведущих университетов — разрабатывать инновационные образовательные программы. Однако законодательство накладывает существенные ограничения на эту деятельность, и ассоциация «Глобальные университеты» намерена изменить ситуацию.
Как пояснил проректор ВШЭ Сергей Рощин, статья 100 закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет выделять контрольные цифры приема (то есть бюджетные места) лишь на аккредитованные направления подготовки. При этом аккредитацию можно получить только после первого выпуска студентов. В результате ведущие вузы фактически не могут открывать новые направления, хотя в этом заключается их миссия, — ведь в этом случае возможно только платное обучение, а мальчики не получают отсрочку от призыва в армию. В своем выступлении начальник Управления сотрудничества в сфере образования и поддержки русского языка Россотрудничества Лейла Лазгиева говорила, что за рубежом есть спрос на получение в России медицинского образования, но если ведущий вуз решит начать подготовку медиков с нуля, как ему преодолеть все перечисленные трудности? «Разговоры о прорывах и инновациях, таким образом, становятся запретительными», — подчеркнул Сергей Рощин.
По словам Александра Соболева, проблема аккредитации новых направлений обсуждается давно, вице-премьер Ольга Голодец поручила найти способы ее решения. Минобрнауки России подготовило проект изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», однако от Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ поступили возражения: предложенные изменения не решают проблему отсрочки от службы в армии. В результате правительство вернуло законопроект в Минобрнауки, чтобы вместе с Минобороны подготовить поправки еще и в закон «О воинской обязанности и военной службе», а это очень непросто. Ситуацию обсуждали с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым, на днях предстоит согласовательное совещание у Ольги Голодец.
«Если ассоциация «Глобальные университеты» поможет нам решить эту проблему, мы были бы признательны», — сказал Александр Соболев. В свою очередь, общее собрание ассоциации приняло решение написать письмо Ольге Голодец и направить своего представителя для участия в согласовательном совещании.
Ведущим вузам необходим особый порядок присуждения ученых степеней
Еще одна тема, обсуждавшаяся на общем собрании, — экспериментальный порядок присуждения ученых степеней российскими вузами.
Известно, что существующая в России система присуждения ученых степеней давно критикуется. Она архаична и сильно отличается от принятых в большинстве стран, где нет никакой Высшей аттестационной комиссии (ВАК), а каждый университет отвечает за присужденную степень своей репутацией, подчеркнул Ярослав Кузьминов. У нас же степени присваиваются государством, они анонимны, и руководство вуза ответственности за них не несет (единственное исключение — увольнение ректора Московского педагогического государственного университета Виктора Матросова за поставленное на поток производство фальшивых диссертаций). Ректорское сообщество предлагало реформировать систему присвоения ученых степеней — чтобы ведущие университеты, наряду с ВАК, имели право присуждать собственные степени.
Как должна выглядеть новая модель? В ней может и не быть никаких диссертационных советов. Ученый совет факультета или университета, в который поступила диссертация, выбирает в любых странах мира 3-5 ученых, чьи научные интересы, по мнению членов совета, наиболее близки в тематике диссертации. Им отправляется текст, они присылают отзывы, члены совета их читают и голосуют за или против присуждения степени. Соискателям в этом случае не придется подбирать базовую организацию, искать референтов, писать за них отзывы и устраивать банкеты.
Руководство страны отнеслось позитивно к этой модели. В марте 2013 года по результатам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева было дано поручение включить в пилотный проект по присуждению ученых степеней ведущие вузы, рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. Однако в феврале 2014 года по предложению руководства СПбГУ было принято решение реализовать пилотный проект только в МГУ и СПбГУ — университетах с особым статусом, — а потом распространять полученную модель на остальные вузы. Для этого был подготовлен отдельный законопроект, хотя изначально эксперимент планировалось проводить в соответствии с постановлением правительства. Ассоциация «Глобальные университеты» считает, что ведущие вузы, отобранные для участия в проекте повышения международной конкурентоспособности 5/100, тоже должны переходить на новую систему. В противном случае международное академическое сообщество их не признает. Эту точку зрения поддерживает председатель ВАК, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов.
Ярослав Кузьминов сообщил, что обсуждал эту проблему с Дмитрием Медведевым, глава правительства готов участвовать в ее решении, и ассоциация должна направить ему письмо. Чтобы реализовать предложенные изменения, необходимо принять постановление правительства.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Ерофеев Сергей Арсеньевич
Проректор ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ – в тройке лидеров среди российских вузов в рейтинге ТНЕ Emerging Economies
Высшая школа экономика впервые вошла в двадцатку лучших университетов стран с развивающейся экономикой, заняв 18 место в рейтинге ТНЕ Emerging Economies 2020 года. ВШЭ также попала в первую тройку лучших российских вузов. Ранее Вышка заняла третье место по России в мировом рейтинге ТНЕ.
Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ
28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.
ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.