«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»
В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.
Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.
Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики «Это один из инструментов, свободных от коррупции», — подчеркнул он.
Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того, чтобы побриться», — сказал он.
Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов такую же долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели.
Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.
Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.
Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах спорта и искусства
«Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», — привел пример Ярослав Кузьминов.
Инструментом совершенствования приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.
«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.
Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», — уверен Ярослав Кузьминов.
Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.
Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которого следует списывать за отличную учебу.
«В нашей системе образования, переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», — подытожил ректор.
Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.
Это не означает что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более, что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апдгрейд и детокс», — отметил министр.
По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов) — это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москве и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегополисов».
Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития.
Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно, чтобы они шли вперед, формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами
Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», — уверен министр.
В прошлом году министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более, чем втрое: с 3162 до 11000. Однако, отметил министр, в России неохотно берут кредиты на образование.
Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям.
Ярослав Кузьминов уточнил, что, говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест, и ситуации, когда человек получив 80 баллов, вынужден учится на платном отделении».
По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.
Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио» достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.
«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», — резюмировал Ярослав Кузьминов.
Вам также может быть интересно:
Доверие и ценности: на чем построить бренд предпринимателя
Личный бренд становится обязательным элементом любого, даже начинающего предпринимателя. Если раньше, открывая свое дело, владелец бизнеса думал в первую очередь о продажах и маркетинге продукта, то сегодня ему необходимо инвестировать в позиционирование и грамотный пиар. Какие задачи решает личный бренд, обсудили на Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссию модерировала директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова.
«Встречают по хардам, а провожают по софтам»
Заключительный день ПМЭФ оказался насыщен интересными событиями. Эксперты ВШЭ приняли участие в дискуссиях, посвященных искусственному интеллекту, геймификации, личному бренду и др. Руководитель питерской Вышки Анна Тышецкая стала спикером сессии «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий».
«Наш культурный код позволит защитить традиционные ценности»
Как цифровые платформы, семейные ценности и экономика данных способствуют устойчивому развитию России? Как проходит цифровизация преподавания истории в школе? Каким должен быть современный музей? Как строить бизнес-диалог Россия— Индия? Свои ответы предложили ученые Вышки в ходе экспертных дискуссий на Петербургском экономическом форуме, который продолжает свою работу.
Заслуженный профессор Вышки Сергей Караганов стал модератором пленарного заседания ПМЭФ
В пленарном заседании Петербургского международного экономического форума приняли участие президент России Владимир Путин, главы Боливии и Зимбабве Луисо Альберто Арсе Катакора и Эммерсон Дамбудзо Мнангагва. Модератором дискуссии впервые стал представитель Высшей школы экономики — научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики, заслуженный профессор НИУ ВШЭ Сергей Караганов.
НИУ ВШЭ и СмолГУ запустят программу двух дипломов
Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов, губернатор Смоленской области Василий Анохин, ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве на Петербургском международном экономическом форуме. В рамках этого партнерства стороны запустят сетевую бакалаврскую программу двух дипломов «Прикладная математика и информатика».
На ПМЭФ представили «инструмент оценки ответственности бизнеса с колоссальным охватом»
7 июня на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась презентация национального стандарта оценки деловой репутации российского бизнеса на основе ЭКГ-рейтинга. Этот стандарт вступил в силу 1 февраля этого года, и сегодня с помощью ЭКГ-рейтинга оцениваются порядка 7 млн предприятий по всей стране. В рамках презентации состоялась дискуссия с участием руководителей органов государственной власти, в роли модератора выступил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
«Мы открыты к сотрудничеству на равноправной основе и найдем путь к лучшему будущему»
Во второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) эксперты Высшей школы экономики приняли участие в сессиях по самым разным темам. Они обсудили подготовку квалифицированных кадров для экономики, важность приверженности населения здоровому образу жизни, развитие международного сотрудничества в Евразии и многое другое.
«Для нас крайне важно взаимодействие с регионами Российской Федерации»
В Северной столице продолжает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Развитие образования в регионах страны и привлечение в Россию талантливой молодежи из-за рубежа обсудили ректоры вузов, губернаторы и представители госорганов на сессиях, которые модерировал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Эксперты Вышки приняли участие в подготовке доклада «Россия и Оман — перспективы партнерства» на ПМЭФ-2024
В докладе, подготовленном Фондом Росконгресс и экспертами Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, анализируется текущее состояние экономики Султаната Оман и перспективы российско-оманского партнерства. В преддверии ПМЭФ-2024 Вышка первой из российских вузов подписала соглашение о сотрудничестве с оманским университетом.
Вышка на ПМЭФ: зачем нужна «Берлога» и почему Арктика не может ждать
Насколько своевременна «Берлога» — первая в России игровая киберплатформа, как нужно бороться за таланты, что можно сделать для популяризации образа женщины-ученого и куда движется международное сотрудничество в Арктике — такие актуальные вопросы обсуждали на сессиях Петербургского экономического форума. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».