• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» реализуется впервые. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE), играющего важную роль в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ. Этот опыт было решено распространить на внешних слушателей.

Программа рассчитана на две недели (первая неделя — очные занятия, вторая — консультации онлайн и самостоятельная работа) и реализуется в формате мастерских.

Мастерская Андрея Дементьева
© Высшая школа экономики

В рамках очной части четыре ведущих преподавателя НИУ ВШЭ провели занятия по тем аспектам развития педагогического мастерства, в которых они являются признанными специалистами. Мастерская директора по развитию преподавательского мастерства Андрея Дементьева была посвящена подходам к проектированию учебного курса, руководителя Центра образовательных технологий Международного института экономики и финансов Наталии Колядиной — формирующему и итоговому оцениванию, доцента департамента психологии факультета социальных наук Миланы Хачатуровой — командной и групповой работе студентов, доцента департамента образовательных программ Института образования Марии Лытаевой — проектированию курсов в смешанном формате.

Мария Лытаева
© Высшая школа экономики

Кроме того, в программу вошли три лекции: первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев рассказал о современном кризисе в преподавании, профессор департамента образовательных программ Института образования Елена Чернобай — о педагогическом дизайне, доцент департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова — о стратегиях обучения глазами студентов.

«За пять дней мы постарались дать слушателям как можно больше нового, провокативного знания, чтобы, вернувшись в свои университеты, они его осмыслили и обсудили с коллегами на кафедрах. Сейчас они под руководством наставников готовятся к итоговой аттестации — работают над презентациями обновленных версий своих учебных курсов. На защите им предстоит показать, какие изменения они внесли в свои курсы благодаря нашей программе, или обосновать отсутствие необходимости таких изменений», — поясняет директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

Оксана Черненко
© Высшая школа экономики

Изначально программа была рассчитана на вузовских преподавателей, представляющих разные дисциплинарные поля, и они действительно составили костяк группы. Представлены Амурский госуниверситет, Сибирский государственный медицинский университет (Томск), Сибирский государственный университет водного транспорта (Новосибирск), УрФУ, СПбГЭУ и другие вузы. Кроме того, программа вызвала интерес и у представителей общего и дополнительного образования — среди слушателей есть преподаватели частных школ и образовательных центров.

«Мы честно предупреждали, что наша экспертиза лежит в области высшего образования, но поучиться у наших мастеров изъявили желание также те, кто работает с детьми и подростками, преподает на курсах для взрослых. Для нас это было неожиданностью, но они хорошо вписались в группу, обменивались опытом с коллегами из высшей школы. Все-таки общее, высшее и дополнительное образование — это сообщающиеся сосуды, и проблемы, вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели, во многом похожи», — говорит Оксана Черненко.

Никита Шультайс — основатель и преподаватель Центра дистанционного обучения Shultais Education (Калининград), в котором обучают взрослых людей программированию, верстке и работе с базами данных. На курсы в Москву он прилетел вместе с супругой, которая тоже учится в НИУ ВШЭ, но на другой программе, посвященной бизнес-консультированию, и на прошлой неделе у нее также были очные занятия.

Никита Шультайс
© Высшая школа экономики

«У меня базовое педагогическое образование, но это не означает, что я не должен развиваться как педагог, — размышляет Никита Шультайс. — Так что отслеживаю интересные программы повышения квалификации и, если вижу, что они могут быть мне полезны, иду учиться. На этот раз мне было особенно интересно узнать о лучших практиках организации групповой работы студентов, о том, как сделать ее не очень затратной для преподавателей и максимально эффективной. Планирую запускать групповую работу в онлайн-формате на наших курсах, включая тот, который веду сам».

Доцент Сибирского государственного медицинского университета Светлана Камалова преподает основы фармацевтической биотехнологии. По ее мнению, одна из сложностей преподавательского ремесла заключается в том, что всегда есть соблазн учить так, как когда-то учили тебя. Но времена меняются, приходят новые поколения студентов, и преподаватель должен не просто быть в курсе современных трендов, но также владеть современными педагогическими технологиями.

Светлана Камалова
© Высшая школа экономики

«Мне понравилось, как организована работа со студентами в Вышке, — рассказывает Светлана Камалова. — У вас четыре модуля вместо двух семестров, десятибалльная система оценки. Есть такое понятие, как «накоп» — оценка работы студента в течение одного или нескольких модулей, и в нашем университете можно попробовать его внедрить. По итогам повышения квалификации я переформатирую свой курс — буду увеличивать число интересных заданий, внедрять неожиданные для студентов форматы освоения материала».

Больше всего Светлане понравилась мастерская Марии Лытаевой, которая состоялась в последний день очной части программы. «Это был взрыв мозга, переформатирование в принципе всего. До этого четыре дня накапливалась информация, я не успевала ее структурировать, а когда пришла Мария Александровна, сразу удалось разложить все по полочкам. Она еще раз акцентировала внимание на том, как правильно строить учебный курс, что такое таксономия Блума и как в соответствии с ней планировать занятия, формулировать темы, какие методы контроля использовать», — отметила она.

У Екатерины Агаларовой, доцента Ставропольского государственного аграрного университета, 23 года педагогического стажа, она преподает маркетинг. По ее оценке, в течение всех этих лет ее дисциплина претерпевала большие изменения, так что постоянное повышение квалификации по определению необходимо. На курсы в Вышку Екатерина Агаларова (как, впрочем, практически все слушатели программы) поехала, получив одобрение руководства своего университета, и по возвращении пообещала поделиться полученными знаниями с коллегами.

Екатерина Агаларова
© Высшая школа экономики

«Программа получилась очень гармоничной, и возникало ощущение, что ее реализуют в Вышке уже много лет, — считает она. — Каждый мастер или лектор занял в ней свое место. Каждый день давал новый инсайт. Один из курсов, который я читаю, — “Маркетинг проектов развития сельских территорий”, его слушатели — магистранты, действующие муниципальные управленцы, и, например, таксономию Блума я буду использовать при формировании заданий для них. Вообще же обучение в Вышке побуждает задуматься о переформатировании всех моих курсов — и для людей с опытом работы, и для бакалавров».

Виктория Виниченко, завкафедрой экономики транспорта и финансов Сибирского государственного университета водного транспорта, также преподает и студентам, и взрослым людям — управленцам. «Мне важно сохранять высокий уровень преподавания — держать руку на пульсе, иметь широкий спектр педагогических инструментов и в нужный момент применять те, которые востребованы у конкретной аудитории. В Вышке нам дали именно такие инструменты», — считает она.

Виктория Виниченко
© Высшая школа экономики

Один из популярных сегодня инструментов — искусственный интеллект, которому были посвящены занятия в мастерской Андрея Дементьева. «Он приоткрыл завесу — рассказал, как изменится преподавание через несколько лет, и поделился лайфхаками, которые можно использовать уже сегодня. Например, можно предложить студентам запросить у ChatGPT тот или иной текст, чтобы они в дальнейшем его доработали. И это будет не заимствование, а использование искусственного интеллекта в учебных целях», — рассказывает Виктория Виниченко.

По ее мнению, сам факт обучения преподавателя в Вышке на специальных курсах будет способствовать повышению доверия к нему со стороны любой аудитории, будь то первокурсники или производственники со стажем.

Многие слушатели уже сейчас задумываются о возвращении в Вышку. Светлана Камалова даже выбрала конкретный курс ДПО, который ей необходим, — «Руководитель образовательной программы», а Екатерина Агаларова присматривается к магистерским программам в области управления образованием.

По оценке Оксаны Черненко, первый опыт реализации программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» был успешным, интерес к ней оказался высоким, и аналогичную программу в формате мастерской планируется запустить в октябре 2024 года. С учетом накопленного опыта и продолжающихся изменений в высшем образовании содержание будет обновлено — в частности, планируется акцентировать внимание на применении в преподавании искусственного интеллекта.

Галина Можаева, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ

Для нас очень важно делиться с коллегами из других университетов, продвигать накопленный в Вышке образовательный опыт через ДПО. Стажировки по программе «Университетское партнерство», обучение в Институте образования в Москве и Кочубей-центре Питерской Вышки, а теперь еще и успешный дебют на открытом рынке программы внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» способствуют развитию партнерских связей с университетами и продвижению НИУ ВШЭ как лидера университетского ДПО в России.

Вам также может быть интересно:

Вышка исследует потребности глухих

В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.

В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория

Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.

30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»

В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.

Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении

Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.

Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников

В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.

Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»

IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.

«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов

14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.

Ученые выяснили, что мозг реагирует на чужие действия, как на свои

Когда мы наблюдаем, как кто-то двигает пальцем, наш мозг не остается в стороне. Работа ученых из НИУ ВШЭ и Лозаннского университетского госпиталя показала, что наблюдение за движением активирует моторную кору так, словно мы сами совершаем это действие, и при этом заглушает ненужные мышцы. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.

IQ Media и другие проекты Вышки — в шорт-листе премии PROBA Awards

Сразу несколько проектов Высшей школы экономики вошли в шорт-лист международной премии в области коммуникаций PROBA Awards. Среди них бренд-медиа НИУ ВШЭ IQMedia (номинация «Бренд-медиа»). Первое полноформатное университетское медиа для внешней аудитории было запущено в 2024 году командой Дирекции по маркетинговым коммуникациям университета.