«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
Подавляющее большинство студентов уже знакомы с технологиями искусственного интеллекта. Если год назад только половина студентов пользовалась ИИ, то сейчас уже около 80%, рассказал директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев. Он представил результаты недавнего совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ. В ходе него был проведен опрос учащихся 9 ведущих российских вузов и было получено более 4 тысяч анкет.
О том, что разбираются и понимают, как работает ИИ, заявил 31% студентов. Еще 42% признались, что просто хорошо его понимают. 20% отметили, что знакомы с технологиями ИИ. Еще 3% не понимают, как использовать ИИ, однако хотели бы научиться. При этом 4% принципиально не хотят знакомиться с новыми технологиями.

Согласно данным опроса, подавляющее большинство студентов не знают, как в вузе смотрят на использование ИИ в учебной деятельности, отметил Иван Груздев. В одних учебных заведениях разрешают применять новые технологии, в других никак не регламентируют этот вопрос, а в третьих запрещают. Самый популярный ответ, который выбрали 28% респондентов, — что использование ИИ разрешается в определенных случаях, говорит Иван Груздев.
Почти половина студентов заявили о том, что им все равно, будет ли проверять их работу искусственный интеллект или настоящий преподаватель. «Позитивная новость для преподавателей состоит в том, что, по мнению студентов, преподаватели нужны. Им задавался вопрос, заменят ли генеративные искусственные модели старые добрые лекции с живыми преподавателями, и мы увидели, что большинство, почти 70%, считают, что, скорее всего, не заменят», — отметил Иван Груздев.

Руководитель направления по работе с вузами «Яндекс Образования» Кирилл Баранников поделился результатами другого совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ, в рамках которого были изучены практики внедрения ИИ-технологий в российских и зарубежных вузах. Эксперты выяснили, что ИИ становится частью повседневной реальности. Один из примеров, который привел спикер, — это использование новых технологий в Университете Лидса в Великобритании. По словам спикера, в университете «построили своеобразный светофор», когда есть задачи, в решении которых нельзя использовать ИИ, задачи, где это допускается, и задачи, где рекомендуется.

Заместитель проректора НИУ ВШЭ Елена Кожина рассказала о создании в вузе чат-бота, который помогает студентам и сотрудникам университета решать организационные задачи. Чтобы разобраться, какие проблемы есть у учащихся, с ними было проведено около 40 глубинных интервью. Это позволило понять, какие проблемы волнуют студентов. «Например, все жалуются, что они получили студенческий билет, а не понимают, как заселиться в общежитие, что делать дальше, как получить пропуск, куда идти. Вопросов таких много, и мы поняли, что есть возможность помочь студентам с помощью искусственного интеллекта», — говорит она. Конечно, чат-бот не может успокоить студента, сказав, например, что его не отчислят за долги, но ответить на самые частые вопросы может. При этом, по словам Елены Кожиной, использовать открытые модели для ответа на волнующие учащихся вопросы не удалось, поскольку они отвечали неправильно.

Директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская рассказала об интересном эксперименте по замещению живого преподавателя искусственным интеллектом. В нем приняли участие более 1200 студентов и было создано несколько десятков ИИ-персон. Успешными оказались только те эксперименты, в которых преподаватели были заинтересованы. Так, неудачным оказался кейс по замещению преподавателя по предмету «Великие книги и литература». Поскольку учащиеся оказались в курсе негативного отношения преподавателя к эксперименту, то они, кроме семинаров с ИИ-персоной, ходили на занятия к своему преподавателю. В итоге провести эксперимент не удалось. Однако был также и ряд успешных экспериментов.
При этом в целом спикеры уверены, что ИИ нужно использовать в образовании, но необходимо учить этому студентов. «Университет — это пространство, где на студентов нужно влиять, в том числе формировать у них какие-то этические установки, что когда ты что-то пишешь, то ценно, что ты сам делаешь. Также нужно давать задания, в которых, несмотря на наличие искусственного интеллекта, есть пространство для ума, уже не искусственного, а настоящего. Например, можно заменять написание эссе, условно говоря, дискуссией о том, на какие вопросы это эссе должно отвечать», — поделился своим мнением Иван Груздев.
А Кирилл Баранников считает, что в будущем, возможно, изменится сама модель образования. То есть наравне с написанием работы очень важным станет «разговор со студентом», который будет рассказывать, как и почему он что-то сделал в работе, отметил эксперт. Тогда риск того, что работа просто сгенерирована, «будет снят», полагает он.
Во второй части конференции обсуждалось использование ИИ в медиаиндустрии. Руководитель группы по работе с ИИ в рекламных продуктах «Яндекса» Олег Копылов рассказал о собственном опыте использования новых технологий. «Когда-то в студенчестве я увлекался созданием сайтов, и я все это сам делал, писал код руками. А потом необходимость писать код руками в таких случаях отпала, потому что появились соответствующие сервисы. И сейчас я вижу то же самое, связанное с текстом: по сути, твоя задача — запроектировать, правильно направить, а уже какую-то рутинную часть тебе поможет сделать нейросеть», — рассказал он.
Приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Михаил Степнов рассказал, что всем своим студентам он советует пользоваться ИИ. Но это, по его словам, только инструмент, который «не заложит основу». Раньше была наскальная живопись, потом появился холст, а дальше планшет, но идею все равно всегда задает человек, отметил он. Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что ИИ заменит авторов, уверен Михаил Степнов. В своем выступлении он также рассказал о ряде кейсов из практики, касающихся рисков использования чат-ботов. Пользователи могут задавать им провокационные вопросы, что может вызвать дополнительные проверки, поэтому при их создании необходимо использовать модель матрицы рисков.
Тезисы этой конференции, наверное, смешно будут звучать в 2060 году, отметил в свою очередь арт-директор News Media Holding Вадим Ватагин. «Я еще в юности учился проявлять фотопленку, а [сейчас] это уже не нужно», — отметил он. ИИ-технологии повсеместно используются в аудиовизуальной сфере. «Конечно, надо бояться актерам Голливуда, которым сейчас 20–30 лет, что уже через какое-то время будет кино без их участия», — сказал он. При этом эксперт отметил, что должны быть какие-то этические нормы использования новых технологий. В частности, он привел в пример спор, который идет сейчас по поводу фильма “Road Runner”. В нем использовался клонированный голос реального человека. По этому поводу у многих зрителей возник этический вопрос, насколько это было оправданно.

Этика общения с ИИ — это одна из ключевых тем, согласна главный редактор IQ Media Ирина Кедровская. В рамках сегодняшней дискуссии затрагивалась тема скоринга, когда банк проверяет заемщика с помощью ИИ, отметила она. Кто-то с точки зрения этики считает это нормальным, а кто-то не приемлет, считая «нечеловечным». Такого рода темы, связанные с ИИ, и освещает IQ Media, отметила она. «Нам очень повезло, мы работаем с экспертами ВШЭ, чья компетенция безупречна. Это экспертиза, которой можно и нужно доверять», — подчеркнула Ирина Кедровская. При этом для самой редакции искусственный интеллект — это партнер, который помогает делать контент. Например, создавать иллюстрации. «Естественно, я не могу проиллюстрировать какой-то новостной репортаж картинкой, которую сгенерировал ИИ, но для “вечнозеленого” материала можно заказать иллюстрацию нейросети “Шедеврум”», — поделалась Ирина Кедровская. Также при помощи нейросетей дизайнер создает баннеры и иллюстрации для постов в соцсетях: как показывает опыт и анализ поведения, пользователи не видят различий между постами со сгенерированной и с нарисованной художником картинкой. Здесь важна идея, которую мы доносим до своей аудитории. И еще один момент, который существенно облегчает работу редакции, — это ускоренная расшифровка и конспектирование текста при помощи нейросети.

В рамках конференции прошли также мастер-классы. О том, как оценивать GPT-дипломы, рассказала Дарья Касьяненко, академический руководитель магистерской программы «Инженерия данных», старший преподаватель ФКН НИУ ВШЭ, а шеф-редактор «Яндекс ПромоСтраниц» Дарья Мощенко поделилась опытом, как извлечь максимум пользы из ИИ в работе редакции. Нейросети грешат галлюцинациями, которые нужно отслеживать, иногда они помогают справиться с рабочими задачами, а иногда заваливают их, отметила Дарья Мощенко. За ними будущее, но относиться к ним нужно как к рабочему инструменту, облегчающему рутину, резюмировала она.
Вам также может быть интересно:
В Вышке создали собственную MLOps-платформу
Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.
«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ
Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.
ИИ позволит точно моделировать производительность систем хранения данных
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ разработали новый подход к моделированию систем хранения данных на основе генеративных моделей машинного обучения. Он позволяет с высокой точностью предсказывать ключевые характеристики работы таких систем при различных условиях. Результаты опубликованы в журнале IEEE Access.
ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений
Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.
Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе
Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.
Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес
Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.
Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.
Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники
45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.
В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.
Ученые представили новый метод для работы с несбалансированными данными
Специалисты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и Лаборатории искусственного интеллекта Сбера разработали геометрический метод расширения данных — Simplicial SMOTE. Тесты на разных наборах данных показали, что он значительно улучшает качество работы AI. Метод особенно полезен в ситуациях, когда редкие случаи очень важны, например в борьбе с мошенничеством или при диагностике редких болезней. Результаты исследования доступны в открытом архиве Arxiv.org и будут представлены на Международной конференции по обнаружению знаний и анализу данных (KDD) летом 2025 года в Торонто.