• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

© Высшая школа экономики

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

 

Евгений Соколов

Открывая дискуссию, Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук, отметил: «Сегодня ИИ — одна из центральных тем в образовании. Во-первых, спрос на таких специалистов огромен, и нам нужно соответствовать: постоянно актуализировать дисциплины, создавать востребованные образовательные программы. Во-вторых, генеративные модели меняют то, как студенты учатся и выполняют задания, и нам надо подстраиваться, а где-то и полностью менять формы контроля, требования к студентам. В-третьих, современные технологии ИИ открывают много возможностей для улучшения образовательного процесса. Мы в Вышке много делаем по всем трем направлениям».

Высшая школа экономики развивает цифровые компетенции студентов и сотрудников. С 2017 года во все учебные планы бакалавриата и специалитета включен модуль Data Culture по изучению программирования, анализа данных, машинного обучения и ИИ, а также внедряются курсы по использованию инструментов ИИ в профессиональной деятельности. Преподаватели, в свою очередь, проходят курсы повышения квалификации по ИИ.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, рассказал об основных образовательных программах по развитию и применению ИИ, использовании генеративных нейронных сетей в студенческих работах, а также об основных ИИ-сервисах в образовании, внедренных в НИУ ВШЭ. Он отметил, что и управление университетом происходит на основе больших данных и искусственного интеллекта.

Сергей Рощин

— В этом году в НИУ ВШЭ был существенно расширен пакет образовательных программ, связанных с ИИ. Во-первых, мы усилили ряд программ, готовящих разработчиков и исследователей ИИ. Например, на бакалаврской программе «Прикладная математика и информатика» был открыт трек «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» в партнерстве с «Яндексом» и Сбером. Во-вторых, были открыты магистерские программы, направленные на подготовку специалистов на стыке предметных областей и ИИ. Ярким примером является программа «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте», которая создана совместно с Альфа-Банком и готовит специалистов в сфере HR-Tech. Всего у нас более 40 бакалаврских и магистерских программ, связанных с подготовкой специалистов в области ИИ, и это, безусловно, делает нас лидером в подготовке высококвалифицированных кадров, способных создавать и внедрять такие технологии в самых разных сферах.

По программе «Приоритет-2030» в НИУ ВШЭ реализуется стратегический проект «ИИ-технологии для человека». Целью проекта является разработка набора продуктов, представляющих собой помощников для человека, в том числе в образовании.

Елена Кожина, заместитель проректора

— Команды стратегического проекта активно взаимодействуют с коллегами из Дирекции основных образовательных программ, учебных офисов и факультетов, вместе придумывают и реализуют продукты, которые будут помогать студентам и преподавателям. Это и консультирование студентов по организационным вопросам, и оперативная обратная связь по домашним заданиям, и помощь в поиске интересных образовательных и карьерных возможностей.

Петр Паршаков, руководитель Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми, представил инструменты ИИ для рекомендательных систем в образовании. Специалисты НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта разрабатывают навигатор профессий и навыков, а также сервис, который позволяет выпускнику школы получить информацию для принятия решения о выборе вуза.

Петр Паршаков

— Форум «Технопром» предоставляет уникальную возможность не только обменяться опытом с коллегами, но и продемонстрировать практическую ценность наших разработок. Такие мероприятия стимулируют дальнейшее развитие и внедрение инноваций, в том числе в образовательные процессы. В частности, я надеюсь, что наши идеи помогут сделать выбор образовательных программ для абитуриентов более осознанным и эффективным.

В ходе дискуссии представители НИУ ВШЭ подчеркнули, что, несмотря на перспективы использования ИИ в образовании, существуют и определенные вызовы, такие как поиск данных для обучения, этические вопросы и оценка качества решений, созданных с помощью ИИ. Для решения этих вопросов НИУ ВШЭ разработал этический кодекс, декларирующий общие принципы внедрения систем ИИ в образовательную, научную и административную деятельность внутри университета.

Вам также может быть интересно:

«ИИ позволяет людям без опыта разработки прототипировать решения, упрощающие их деятельность»

28 октября завершилось обучение в рамках третьего потока программы «Искусственный интеллект в социальной сфере». Слушатели представили и защитили свои проекты. В рамках освоенного курса преподаватели помогли им найти перспективные области применения ИИ для эффективной работы в социальной сфере и обучили практическому применению инструментов ИИ.

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли

Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ


Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Всероссийский лекторий РНФ стартовал в НИУ ВШЭ

С 20 по 24 октября Российский научный фонд проводит ежегодный всероссийский лекторий, в рамках которого его грантополучатели выступают с открытыми лекциями в научных и образовательных организациях по всей стране. Первое мероприятие лектория состоялось в Высшей школе экономики и было посвящено грантовой поддержке университетов: междисциплинарным исследованиям и кооперации с индустриальными партнерами.

«Союз аграриев и айтишников не просто возможен, но чрезвычайно продуктивен»

В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ завершился студенческий хакатон “Technoforge: AgroTECH”, организованный совместно с группой компаний «ЭкоНива». В течение 15 дней студенты из 32 ведущих вузов работали над технологическими прототипами для решения реальных задач агропромышленного комплекса.

«Практическое руководство по построению бизнеса и ведению переговоров в Китае»

Школа международного сотрудничества НИУ ВШЭ реализовала интенсивную программу повышения квалификации «Восточная перспектива: конкурентные стратегии бизнеса и сегментация рынка в Китае». Ее слушателями в рамках корпоративного проекта обучения SKA (Skills, Knowledges, Attitudes) стали сотрудники Группы «Илим» — крупнейшей целлюлозно-бумажной компании России.

«Искусственный интеллект» — лидер по итогам приема на онлайн-программы НИУ ВШЭ

Онлайн-магистратура «Искусственный интеллект» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ показала рекордные результаты. В этом году на нее подали документы 987 абитуриентов — это абсолютный максимум среди всех магистерских программ Вышки. К обучению приступил 351 первокурсник, что обеспечило программе лидирующую позицию по общему объему приема среди онлайн-магистратур университета.

«Поворот прочь от стереотипов»: в Москве прошла конференция «Исследуя сообщество глухих»

В московском Доме культуры «ГЭС-2» 17–19 октября прошла Третьяежегодная междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих — 2025: на периферии внимания», организованная при участии Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. На открытии мероприятия выступила проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

Магистратура объединяет: вышел сборник исследований студентов ВШЭ, Университета Кампинаса и Университета Цинхуа

Студенты магистерской программы ИСИЭЗ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» совместно с Университетом Кампинаса (Бразилия) и Университетом Цинхуа (Китай) выпустили сборник исследований “Being Innovative or Being on the Safe Side — Managing the Risk of Failure”. Авторы проанализировали восприятие рисков и готовность к инновациям в организациях с учетом культурного контекста.

«Fall into ML прочно утвердилась в календаре знаковых событий российской ИИ-сцены»

24–25 октября в Центре культур НИУ ВШЭ Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук организует четвертую ежегодную конференцию Fall into ML 2025. Мероприятие традиционно поддерживает генеральный партнер — Сбербанк. В фокусе — прорывные исследования и будущее фундаментального ИИ.