• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я сказала начальнице, что хочу в будущем занять ее место»

15 апреля перед студентами Высшей школы экономики выступила вице-президент компании IBM Инна Кузнецова. Встреча была организована кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий факультета бизнес-информатики совместно с Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

«Последний раз я выступала перед студентами в 1992 или 1993 году, когда преподавала матанализ на географическом факультете МГУ имени Ломоносова, — призналась, предваряя свое выступление, Инна Кузнецова. — Честно скажу, что гораздо проще объяснить любому заказчику, зачем ему нужен Linux, чем объяснить студентам, пришедшим на последнюю пару, зачем им нужна математика. Я уже тогда поняла, что строгого профессора из меня не получится».

Впрочем, на сей раз внимательных и заинтересованных слушателей у Инны Кузнецовой было предостаточно: студенты, заполнившие одну из поточных аудиторий здания ВШЭ на Кирпичной улице, получили возможность не только узнать «из первых рук» о том, как складывалась профессиональная судьба единственного вице-президента IBM из России, но и получить из этих же рук приз. Авторам лучших вопросов, прозвучавших в ходе встречи, Инна Кузнецова презентовала свою книгу «Вверх», ставшую одним из бестселлеров первых месяцев 2011 года.

В книге, основываясь на собственном опыте, Инна Кузнецова предлагает «практический подход к карьерному росту». Однако на встрече в ВШЭ она с сожалением отметила, что карьеру многие люди в России, особенно работники «со стажем», путают с зарабатыванием все большего количества денег. Такой подход отражается и на стратегии работодателей: если западные компании давно начали думать о «выращивании» своих будущих лидеров, то российские фирмы до сих пор не могут придумать иного инструмента удержания сотрудника, чем зарплата. Менторские программы, популярные на Западе, в России практически отсутствуют. Между тем, по словам Инны Кузнецовой, «статистика показывает, что приходят люди в компанию за зарплатой, а вот уходят из-за ссоры с начальником или коллегами». «Так что подумайте, когда приходите на работу, есть ли у вас там перспектива получить нечто большее, чем просто пакет компенсаций», — посоветовала вице-президент IBM.

Восемнадцать лет назад сама Инна Кузнецова, по ее признанию, пришла в российский офис IBM не только за деньгами, но и за работой, которая бы «задействовала ее мозги». А уже в 1996 году, став «одной из трех женщин-начальников», она почувствовала, что достигла пика своей карьеры в IBM-Россия. Новым импульсом для будущего вице-президента стал переезд с семьей в США. Неожиданно для самой Инны Кузнецовой опыт, накопленный ею в сложных российских условиях, оказался востребованным для руководства проектами на развивающихся рынках, а затем она перешла к работе над глобальными программами IBM.

«На одном из интервью меня спросили, чем бы я хотела заниматься в IBM через пять-десять лет, — вспомнила Инна Кузнецова. — И я тогда поняла, что прежде не задумывалась всерьез и основательно о своей карьере. Я ответила своей начальнице: через несколько лет я хочу быть на вашем месте».

Хотя не все руководители могут адекватно отнестись к такому признанию подчиненного, в IBM эту целеустремленность оценили. А сама Инна Кузнецова подтвердила серьезность своих намерений, поступив на программу MBA в Колумбийском университете. «В какой-то момент я поняла, что мне, во-первых, не хватает знаний за пределами маркетинга, а во-вторых, я почти не знаю людей за пределами IBM», — объяснила Инна Кузнецова. Причем профессиональные связи и знакомства, завязанные во время обучения, оказались «едва ли не большим капиталом, чем полученные знания».

В executive — высший управленческий ранг, существующий в американских корпорациях — Инна Кузнецова перешла в 2006 году (кстати, в России она по-прежнему больше всего известна как директор IBM по Linux). А в 2009 году она стала вице-президентом, ответственным за маркетинг и поддержку продаж системного программного обеспечения, а также руководство подразделениями, отвечающими за бизнес IBM в Linux и технологии виртуализации во всем мире.

Говоря о том, чем длительная работа внутри одной корпорации может быть интересна самым разным людям, Инна Кузнецова выделила несколько аспектов. Первый из них — предпринимательский: будучи «встроенным» в корпорацию, предприниматель или исследователь получает значительно больше организационных, технических и финансовых возможностей для разработки своего проекта, его апробации и последующего внедрения. В то же время корпорация предоставляет возможность для безболезненной смены направления работы, если текущая превратилась в рутину. Кроме того, «большие компании в среднем привлекают более профессиональные кадры». «Бывают исключения, но в областях широкого профиля бизнеса (маркетинг, финансы, продажи) объем очень сильно соотносится с уровнем профессионализма», — полагает Инна Кузнецова.

Наконец, работа в корпорации позволяет четче и на более продолжительную перспективу планировать и выстраивать свою карьерную траекторию. «Карьера как движение вперед означает, что вы освоили некую область деятельности, добились в ней результатов и можете научить других людей, — пояснила Инна Кузнецова. — Дальше вам необходимо расширять зону своих компетенций». В небольших компаниях такой рост в определенный момент становится возможным только при смене места работы. Корпорация позволяет сотруднику в любой момент корректировать направление и даже географию своей деятельности.

«Конечно, не все большие компании одинаковы. И не все маленькие компании одинаковы. Но когда вы планируете свою карьеру, думайте о том, где вы будете через пять-десять лет, — вновь призвала Инна Кузнецова. — Либо вам будут платить деньги и больше вами не заниматься, либо вам дадут инструментарий для будущего развития — доступ к менторским программам, встречам с руководством и так далее. В IBM, например, вы можете провести день или два «тенью» руководителя высокого ранга — присутствовать на его встречах, наблюдать за тем, как принимаются решения. Это дает совершенно иное понимание того, как устроен процесс управления в вашей компании».

По просьбе слушателей Инна Кузнецова сформулировала три основных качества, присущих хорошему руководителю. Это работоспособность, анализ и рефлексия (выражающаяся в умении учиться на собственных ошибках и общаться с людьми). «Чем выше вы поднимаетесь, тем больше заданий вы делегируете своей команде, тем больше вы от нее зависите, а ваши коллеги зависят от вас, — сказала Инна Кузнецова. — Вы никогда не работаете в вакууме и должны выстроить систему общения. В США этому учат детей с младших классов. В России меня этому никто не учил».

Рассказала Инна Кузнецова и о том, как можно «намекнуть» начальнику о продвижении по службе: «Во-первых, начальство должно знать, что вы этого хотите. Если начальство об этом не знает, оно точно вас не повысит. Если же начальство в принципе не хочет двигать вас вперед и избегает даже разговора об этом, ищите другое начальство». Необходимо также помнить о том, что чем выше по карьерной лестнице забирается работник, тем длиннее становится цикл очередного повышения.

Одним из базовых принципов кадровой политики крупнейших американских компаний является «включенность» всех групп населения. Инна Кузнецова напомнила, что первый инвалид поступил на работу в IBM еще в 1914 году, а в 1943 году пост вице-президента впервые в корпоративной истории Америки заняла женщина. «Поэтому если вы нетолерантны к людям другой религии, сексуальной ориентации или пола, это ваша проблема, — отметила Инна Кузнецова. — Мне как руководителю не нужно, чтобы она создавала трудности в работе коллектива».

А отвечая на вопрос о том, как можно бороться со стрессами, вице-президент IBM сказала, что, прежде всего, необходимо решать проблемы там, где они появились. Иными словами, не стоит кричать на мужа или ребенка, если возникли трудности на работе, как не стоит «отыгрываться» на коллегах, если проблемы возникли в семье. «Не уподобляйтесь пьянице из анекдота, который кошелек ищет не там, где потерял, а под фонарем, потому что под фонарем светлее», — посоветовала Инна Кузнецова.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Помочь студентам найти себя и свое призвание»: в Вышке прошел фестиваль карьеры в строительной индустрии

12 октября в НИУ ВШЭ на Покровке прошел ежегодный фестиваль карьеры СТРОЙ.ФЕСТ, организованный ДОМ.РФ совместно с Центром развития карьеры НИУ ВШЭ. В фокусе внимания — карьера в экологичном городе и строительстве. Студенты смогли ближе познакомиться с различными компаниями, принять участие в мастер-классах, узнать об актуальных стажировках и получить памятные призы, а также карьерные советы от работодателей.

Стажировки, квизы, лимонад: в Вышке состоялся Карьерный марафон

17 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре прошел весенний Карьерный марафон от Центра развития карьеры НИУ ВШЭ. Информационные стенды, а также подарки и сюрпризы для студентов подготовили 35 компаний, и среди них финансовые институты, IT-интеграторы, банки, консалтинговые фирмы и др.

Больше тысячи студентов питерской Вышки встретились с партнерами университета на HSE Career Day

В середине ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели HSE Career Day. В мероприятии приняли участие более 1000 студентов и 26 компаний-партнеров, которые презентовали свои карьерные возможности и разыграли мерч. Встречу бизнеса и образования организовали студенты вместе с Центром развития карьеры.

Открытые новому и аккуратные сотрудники получают зарплату на 8% выше

Исследователи факультета экономических наук ВШЭ выяснили, что ответственные люди с меньшей вероятностью оказываются без работы, а если ответственность сочетается с открытостью и эмоциональной устойчивостью, то и вовсе могут рассчитывать на бóльшую зарплату. Исследование опубликовано в журнале Higher Education in Russia and Beyond.

Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних

Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные образовательные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Они выявили и описали девять маршрутов 25-летних. Выяснилось, что 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. Полная версия работы опубликована в серии докладов Института образования НИУ ВШЭ.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».

В Москве запущен профориентационный проект «Высшая школа карьеры»

30 января в парке «Зарядье» состоялся запуск проекта «Высшая школа карьеры», который направлен на помощь родителям и детям в вопросах профориентации. Среди спикеров – руководители образовательных организаций, специалисты медиасферы, представители ведущих компаний.

Студент магистерской программы «Системы больших данных» принял участие в форуме IBM Best Student Recognition Event-2015

С 8 по 10 июля 2015 года в Амстердаме (Нидерланды) прошел очередной ежегодный форум IBM Best Student Recognition Event. Корпорация IBM проводит это мероприятие с 2008 года и собирает на него лучших студентов из стран Европы. Всего в этом году в форуме приняло участие около 70 студентов, среди них студент НИУ ВШЭ Дмитрий Шостко. Дмитрий учится на магистерской программе «Системы больших данных» по направлению «Бизнес-информатика» и входит в первую десятку лучших студентов в текущем рейтинге за 2-й семестр.

28%

россиян обрадовались бы желанию дочери стать программистом. Аналогичной карьере для сына были бы рады 40% наших соотечественников.

Почему российские гуманитарии — не экспортный товар

Директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин спорит с хедхантером Аленой Владимирской о причинах невостребованности российских гуманитариев на Западе.