«Мы даем студентам возможность сразу включиться в науку»

Сессия «Управление талантами в университетах: возможности саморазвития для молодых ученых» Конгресса молодых ученых была организована при поддержке НИУ ВШЭ. В ее работе приняли участие представители пяти российских вузов. Они обсудили, как выстраивать работу с молодыми исследователями в условиях меняющейся научной среды, усиливающейся конкуренции и все возрастающих карьерных ожиданий.
Проректор НИУ ВШЭ Александр Балышев напомнил, что для Вышки работа с молодыми исследователями начинается задолго до защиты диссертаций: университет целенаправленно создает воронку раннего вовлечения. «Мы даем студентам возможность сразу включиться науку», — сказал проректор.

Он пояснил, что один из инструментов поддержки и вовлечения студентов в науку — проект «Республика ученых» — позволяет молодым людям включиться в исследования на ранних этапах, что дает возможность не только участвовать в научно-исследовательских семинарах и проходить стажировки в лабораториях, но и получить поддержку для участия в научных конференциях и организации научных мероприятий. Дополнительной возможностью показать себя в науке является проект «Научные бои» — популярный формат для презентации результатов исследовательских проектов студентов. Такое разнообразие форматов вовлечения студентов в науку позволяет отбирать талантливых студентов и формировать у них профессиональные исследовательские компетенции уже в бакалавриате.
Кроме того, университет целенаправленно стимулирует подразделения нанимать молодежь с компетенциями на позиции стажеров-исследователей, выделяя для этого дополнительное финансирование. «У нас больше тысячи стажеров-исследователей работают в научных подразделениях наравне со взрослыми коллегами», — рассказал проректор, подчеркнув, что результаты этих исследований интегрируются в магистерские и кандидатские диссертации.
Александр Балышев считает, что несмотря на то, что задача по отбору талантов в НИУ ВШЭ на ранних этапах в целом успешно реализуется, проблема удержания и сохранения кадров в науке по-прежнему актуальна. Чем старше становится исследователь, тем больше он сталкивается с серьезными вызовами: решение материальных проблем, карьерное развитие в университете и альтернативы на рынке труда вне академии. «Портфолио молодого исследователя накапливается, специалист внезапно становится востребованным на внешнем рынке, и, если приходит сильное предложение, удержать бывает сложно», — пояснил проректор.
Отсюда следуют практические рекомендации для руководителей молодых ученых: прозрачные карьерные траектории, формирование долгосрочных ставок и устойчивое финансирование подразделения. Кроме того, во избежание выгорания периодически полезно говорить о смыслах научной деятельности, а не только о решении текущих задач.
Директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского политехнического университета Марина Трусова сделала акцент на мотивации. «Важно давать молодым понятные маленькие победы, например построение всего трех графиков, обнаружение небольшой закономерности. Это поддерживает интерес на длинной научной дистанции», — сказала она. По ее словам, задача руководителей в том числе защитить молодых от бюрократии, чтобы те могли сосредоточиться на исследованиях и быстрее видеть результат собственной работы. «Талантами нужно управлять, но мягко, гибко, незаметно со стороны, чтобы им было комфортно», — отметила Марина Трусова. Ключ — поддерживать искру в глазах молодых ученых, особенно поколения Z, которое ждет быстрых побед.
Руководитель программы развития Тюменского государственного университета Надежда Федорова предложила рассматривать движение талантов шире. В ТюмГУ делают ставку на расширение горизонтальных коммуникаций, участие молодежи в распределении ресурсов и открытые коллаборации с индустрией. «Мы не про то, чтобы как можно дольше, как можно больше талантов все время находилось в составе университета, а про то, чтобы пропускная способность талантов университета была максимально высокой», — объяснила Надежда Федорова.
Отвечая на вопрос о том, какие инструменты поддержки молодых ученых действительно дали свои плоды, опытом МФТИ поделился проректор по научной работе Виталий Баган. За последние десять лет финансирование науки в университете выросло в семь раз, публикации — в шесть, институт создал около 80 лабораторий по новым направлениям (квантовые технологии, ИИ) с высокой автономией молодых коллективов. Программа постдоков МФТИ привлекла около 100 человек. «Мы не боялись давать штурвал и возможность управления молодым ученым», — рассказал Виталий Баган. Университет рассчитывает, что инвестиции в молодых исследователей вернутся через внешнее финансирование и развитие новых направлений.

Александра Регузова, и.о. директора департамента развития научно-исследовательской деятельности и научных коммуникаций Дальневосточного федерального университета, подчеркнула необходимость развивать таланты внутри университета и при этом соблюдать баланс с обновлением кадров, сохраняя ядро. Особенно важно создавать условия, которые привлекут молодых специалистов и удержат местных. ДВФУ делает ставку на работу с первого курса, доступ к оборудованию и молодежные лаборатории, где молодые ученые сразу получают возможность руководить проектами. «Кампус и инфраструктура становятся сильным магнитом», — подчеркнула она.
Современные вызовы — от цифровизации науки до геополитических сдвигов — требуют кратного роста талантов в образовании и исследованиях, отметил модератор, советник ректора по стратегическому развитию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и директор кампуса «Школы 21» в Великом Новгороде Андрей Латышев. Несмотря на различия регионов, у университетов удивительно схожие вызовы: материальные ограничения, карьерные ожидания молодежи и необходимость строить сетевые модели развития. «Важно сейчас всем вместе создать общие принципы академического развития, которые позволят талантам свободно перетекать между центрами», — сказал он. Университетам предстоит выстраивать циркуляционную модель, в которой обмен людьми и компетенциями станет нормой, а научное развитие — общим проектом.
Вышка на Конгрессе молодых ученых
В работе Конгресса молодых ученых участвует большая делегация вышкинцев, а также открыт стенд университета, на котором каждый день проходят лекции и другие мероприятия. Представители Вышки участвуют в мероприятиях Конгресса в качестве спикеров, экспертов, модераторов.

Советник проректора НИУ ВШЭ Любовь Кириенко приняла участие в двух сессиях деловой программы Конгресса молодых ученых. Она выступила спикером на сессиях «Как научное волонтерство помогло моему исследованию» и «Врач в эпоху быстрых изменений: компетенции и дополнительное образование для адаптации к новым вызовам».
Ирина Карелина, вице-президент, НИУ ВШЭ стала модератором «Глобальная конкурентоспособность науки: как опередить время?».
В дискуссии о научном и демографическом потенциале студенческой семьи приняли участие Матвей и Анна Чистиковы. В диалоге о будущем педагогической науки, участвовала Евгения Опфер, доцент Института образования НИУ ВШЭ. Федор Ратников, ведущий научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ вместе с коллегами обсудил тему «Искусственный интеллект: инструмент ученого или новый Бастер научного прогресса?».
В рамках Конгресса прошел Форум БРИКС по социально-гуманитарным исследованиям. В его работе участвовали Сергей Ревякин, директор Центра стратегий и программ ИСИНА НИУ ВШЭ, и Александр Сорокин, декан, Санкт-Петербургская школы социальных наук питерской Вышки.

