• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Игра престолов» и «Властелин колец» доказывают интерес к Средневековью

C 7 по 9 октября в Москве прошла Вторая международная школа молодых медиевистов «Динамичное Средневековье». После ее завершения участники рассказали, что интересного они находят в Средних веках и какие параллели видят между Средневековьем и современностью.

Воссоединение научного сообщества

Первый раз Школа молодых медиевистов «Динамичное Средневековье» была организована в 2012 году по инициативе Михаила Бойцова, заведующего Научно-учебной лабораторией медиевистических исследований ВШЭ, и Михаэля Боргольте, профессора Берлинского университета имени Гумбольдта, к которым вскоре присоединился Николаус Катцер.

Прошло совсем немного времени после проведения первой школы, рассказывает Михаил Бойцов, и он начал встречать участвовавших в ней молодых медиевистов в качестве докладчиков на самых солидных международных конференциях. В этом году у школы появились новые партнеры — Консорциум университетов Йоркшира «Белая роза» и Университет имени Генриха Гейне (Дюссельдорф), поэтому второе «Динамичное Средневековье» было решено провести в три этапа: в 2014 году в Москве, в 2015 году в Шеффилде и/или Лидсе, в 2016 году в Дюссельдорфе.

Как отметил Михаил Бойцов, перед Первой мировой войной отечественная медиевистика ни в чем не уступала западноевропейской и составляла с ней единое целое, но это единство было разорвано десятилетиями советской изоляции. В последние годы в России снова стали появляться специалисты, пользующиеся заслуженным уважением на мировом уровне. Но это пока что явления единичные, а не системные. «"Динамичное Средневековье" — как раз тот инструмент, с помощью которого осуществляется воссоединение научного сообщества, — говорит Бойцов. — Молодые историки из России получают доступ к современным мировым исследовательским методам, а их сверстники из других стран осознают серьезность потенциала российской медиевистики и полезность знакомства с «восточноевропейской историей» для их собственных научных разысканий».

Представить чужой проект за 15 минут

В этом году школа собрала 17 слушателей из университетов Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов и России. Занятия проводили восемь преподавателей, которые представляли Лабораторию медиевистических исследований НИУ ВШЭ, Университет имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе, Университет имени Гумбольдта в Берлине, Маннгеймский университет, Университет Лидса и Билефельдский университет. В работе школы приняли участие также исследователи из Австрии, США и Тайваня.

Занятия проводились, как правило, в виде лекций профессоров и обсуждений диссертационных проектов аспирантов. В своих выступлениях профессора представляли тот аспект динамики в обществе и культуре Средних веков, который им особенно близок. Таким образом они вкратце знакомили аспирантов с собственными научными интересами, любимыми источниками и исследовательскими приемами.

После лекций начинался разбор диссертационных проектов. Необычным было то, что представлять проект поручалось не его автору, а другому аспиранту, как правило, занимающемуся совсем иными сюжетами. Он должен был за 15 минут точно описать содержание будущей диссертации, выделить ее сильные стороны, сформулировать вопросы к диссертанту, указать на спорные места его исследования, по возможности дать несколько советов. Автору давалось 5 минут для ответов на вопросы и замечания, после чего следовала дискуссия с участием других слушателей и профессоров. Общими усилиями выявлялись слабые места в концепции, давались полезные методические рекомендации и заполнялись пробелы в историографии вопроса.

«Слушатели проявляли большой интерес, задавали весьма содержательные вопросы, — поделилась своими впечатлениями профессор Аннетте Кенель из Маннгеймского университета, которая участвовала в «Динамичном Средневековье» уже второй раз. — Изучать Средневековье действительно сложно, нужно учить древние языки, но люди готовы посвящать себя этому».

Гипнотическая сила

Чем студентов привлекает Средневековье? «Я думаю, тут играет роль очарование другой культуры, отделенной не пространством, а временем, — говорит профессор Кенель. — Это возможность изучить культуру, которая сама находится уже далеко в прошлом, но в тоже время позволяет нам лучше понять нас самих».

С ней солидарен и Михаил Бойцов: «Средневековье обладает воистину гипнотической силой. Ряд поколений европейских историков, работавших начиная с XVI века над образом Средневековья, вложили в него столько собственных надежд, страхов и иллюзий, что теперь едва ли не каждый сможет найти в нем что-либо привлекательное — если и не восхищающее, то хотя бы щекочущее нервы. У меня не вызывает никакого удивления то, что «спрос» на Средние века среди студентов на протяжении последних десятилетий остается, по моим наблюдениям, вполне стабильным».

Интерес к Средневековью лучше всего заметен по тому, с какой охотой в сегодняшнем массовом коммерческом продукте используются средневековые образы, указывает Михаил Бойцов. Ни «Властелина колец», ни «Игру престолов» нельзя назвать историческими фильмами, но они до предела насыщены легко узнаваемыми аллюзиями на Средние века. Разумеется, Средневековье массовой культуры — это не Средневековье профессионального медиевиста, но они не изолированы друг от друга, как историк не замкнут в своем академическом мире.

Почему Средневековье — это интересно? Вот что говорят сами молодые медиевисты.

 

Пьетро Делькорно (Университет Нейменгена, Нидерланды), занимается религиозной историей Средневековья

«Мне интересно понять, как развивалось наше общество, и критически взглянуть на то, что мы видим вокруг себя. Жители Западной Европы в Средние века действовали и думали совершенно иначе, нежели мы, однако то время тесно связано с современностью многими элементами, и эта связь может дать какие-то идеи для будущего и для критического восприятия настоящего. Мы слишком сосредоточены на «сейчас» и от этого теряем восприимчивость.

Вот только один пример связи Средневековья с нашей жизнью — западноевропейские города. В прошлом году я был в Южной Африке и в Бразилии, и разница во взаимоотношениях человека и территории в этих регионах и в Европе бросается в глаза. Там — молодые города и большие расстояния, здесь — старые города через каждые 40 километров. А ведь это — наследие Средневековья».

 

Андраш Крафт (Венгрия), занимается историей Византии

«Я еще ребенком увлекся историей этого периода, так что Средние века — это моя страсть. Мне нравится выяснять, какие глубинные причины влияют на то, что происходит сейчас. И особенно четко такая связь прослеживается между Византией, которой я занимаюсь, и Россией. Если смотреть на современный Запад, его связь со Средневековьем не так очевидна, но все-таки она есть и заключается, например, в преемственности понимания рациональности, в представлениях о том, каким должно быть государство, или, скажем, в таких феноменах, как антисемитизм или религиозные преследования, ведь они зародились на Западе Европы в период Высокого Средневековья.

Средние века дают много тем для исследований. Античность и история Древнего мира уже более или менее изучены, а в Средних веках еще много белых пятен».

 

Светлана Яцык, академический аспирант факультета истории ВШЭ, занимается религиозной рациональностью и святостью на средневековом Западе

«Для меня Средневековье интересно потому, что существует множество мифов, которые представляют его в негативном свете. И мой внутренний борец за правду заставляет меня искать причины, чтобы «реабилитировать» Средние века. Например, я стараюсь показать, что помимо современной западной рациональности, о которой так много писал Макс Вебер, существовали и другие вполне рациональные форматы мышления. Например, схоластика сочетала христианское богословие с античной натурфилософией и логикой».

 

Дарья Сафронова, аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, занимается политической историей Испании в раннее Средневековье

«Я не отрицаю наличие параллелей между Средними веками и современностью, но мне история интересна в первую очередь тем, что предполагает «открытие другого». Для Средневековья характерен отличный от современного взгляд на те явления, которые кажутся вневременными. Мы едва ли научимся думать таким же образом, как думали люди другой эпохи, но, преодолев стереотипы мышления, мы, возможно, увидим альтернативный опыт. Для меня это интеллектуальное упражнение».

Мария Глазырина, студентка четвертого курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Евгения Маркова

Вам также может быть интересно:

В Издательском доме ВШЭ появилась новая книжная серия, посвященная медиевистике

Презентация первых трех книг состоялась на Книжном фестивале «Красная площадь», который прошел с 17 по 20 июня. Серию POLYSTORIA читателям представили сотрудники научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, которая и инициировала ее создание. В презентации и дискуссии под названием «Медиевистика вчера, сегодня, завтра» поучаствовали заведующий лабораторией, декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов, а также научные сотрудники подразделения: ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников и профессор исторического факультета МГУ Михаил Дмитриев.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Медиевализмы в «Игре престолов»

Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье

Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.