Неправительственные организации в азиатских республиках бывшего СССР
Кто и при каких обстоятельствах становится активным участником неправительственных организаций (НПО)? Как деятельность НПО соотносится с государственной политикой? 27 ноября в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел семинар «Гражданское общество и вопросы развития в Евразийском регионе», на котором с докладом выступил Чарльз Бакстон, представитель Международного центра обучения и исследования НПО (INTRAC) в Центральной Азии.
Главный офис исследовательского центра INTRAC, который содействует развитию гражданского общества, базируется в Великобритании, однако организация имеет разветвленную сеть местных экспертов во многих государствах. Чарльз Бакстон на протяжении двенадцати последних лет работает в центрально-азиатском регионе в качестве консультанта, курирующего проекты по раскрытию потенциала и развитию неправительственных организаций (НПО) областного и районного уровня. Общение с представителями институтов гражданского общества и близость к их повседневным потребностям позволили ему через непосредственное наблюдение изучить третий сектор некоторых стран, а также обеспечили свободу и самостоятельность выводов. Чарльз имел возможность ознакомиться с опытом пяти бывших советских республик, в которых ему доводилось жить: раньше в рамках INTRAC он взаимодействовал с НПО в Туркменистане и Узбекистане, в последнее время — в Киргизстане, Таджикистане и Казахстане.
Женское лицо НПО
Чарльз Бакстон также является автором книг, посвященных практикам развития общества в Центральной Азии в различные периоды, от досоветской эпохи до наших дней. Два его англоязычных издания на эту тематику — «The Struggle for Civil Society in Central Asia» (2011) и «Russia and Development: Capitalism, Civil Society and the State» (2014) — были представлены в ходе семинара. На семинаре он рассказал об итогах своих наблюдений за гражданским обществом и неправительственным сектором на постсоветском пространстве. Часть результатов исследований несколько лет назад уже была им изложена в анализе, выполненном совместно с сотрудниками Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Оценивая центрально-азиатские реалии с позиции международного развития, Чарльз Бакстон вместе с тем внимателен и к национальной специфике. Филологическое образование и специализация на русской культуре в дополнение к опыту экспертизы третьего сектора помогли ему провести интересные сопоставления при сравнении образа жизни и развития НПО в Англии и в отдаленных областях бывшего Советского Союза.
Один из основных выводов, которым автор поделился с аудиторией, состоит в том, что на сегодняшний день НПО заложили в евразийском регионе базу для дальнейшего развития как независимые политически влиятельные новаторы в социальной сфере.
Говоря об истории развития некоммерческих организаций исследованного им региона, он отмечает, что возникновению организаций третьего сектора зачастую способствовали радикальные изменения жизни. Родоначальники общественных движений, представлявшие собой уязвимые группы населения, состоявшие из бездомных или массово лишившихся работы граждан, были вынуждены отвоевывать свои права, столкновение с кризисными условиями побуждало их к энергичным действиям. Опираясь на собранные материалы, Ч. Бакстон констатирует, что гражданское общество часто имеет «женское лицо», и данная тенденция справедлива практически для любых стран. В период перестройки многие женщины выступали лидерами в организации коллективной взаимопомощи населения.
НПО и политика
В числе значимых факторов становления гражданского общества ученый выделяет геополитическую конъюнктуру. Изначально неблагоприятная ситуация в приграничных регионах, военные конфликты, среди которых самый масштабный происходил в Афганистане, закрытие торговых сообщений с Пакистаном и Индией не могли не сказаться на сниженной динамике становления общественных институтов. Революции и разного рода политические перевороты, неоднократно имевшие место в центрально-азиатских странах постсоветской территории, усложняют формирование самой концепции гражданского общества, которая подразумевает умеренный подход к переговорам, без применения насильственных методов и перерастания напряженности в открытую агрессию. Ссылаясь на опыт Великобритании, где ранее Чарльз работал консультантом в течение двадцати лет, докладчик подчеркнул функцию НПО в конфликтных ситуациях: именно они в состоянии выступить выразителями оппозиционного отношения населения к войне.
Государства Центральной Азии весьма по-разному воспринимают Россию, и по мнению Чарльза Бакстона, это обстоятельство порождает неоднородность характера контактов этих государств с соседними странами.
Во время дискуссии участники семинара подробно остановились на взаимоотношениях между центром и периферией как в региональном, так и в более общем смысле, касающемся места страны на мировой арене. Неравенство, диспропорции в оказываемой помощи и многочисленность пострадавших от перемен в последние десятилетия Чарльз Бакстон расценивает как повод для критического переосмысления политического курса государства, соглашаясь, однако, и с определенной неизбежностью сложившегося положения дел из-за нехватки ресурсов для повышения уровня жизни населения всех территорий.
Неоднозначным также оказался вопрос о роли западных некоммерческих организаций в противостоянии возникновению новых типов бедности. Проблема разбалансировки рынков труда, приводящая к тяжелому положению людей, имеющих полную занятость, а также пенсионеров, остро стоит в настоящее время как для Европы, так и для СНГ. Меры, принимаемые профсоюзами и обществами помощи лицам пенсионного возраста, о которых также рассказал Чарльз Бакстон, пока не оказываются достаточно результативными.
На заданный вопрос о причинах трудностей урегулирования этого и иных социально-экономических вопросов докладчик выказал обеспокоенность нехваткой совместных стратегий государства и третьего сектора. Многие проблемы, как, например, миграция, не без основания стоящая в центре внимания в приграничных регионах, не могут быть решены специализированными НПО в одиночку, при поддержке отдельных крупных компаний или на уровне партий. Если в некоторых сферах государство отчасти уступает место неправительственным структурам, справляющимся с защитой социально-уязвимых категорий, то в других третий сектор не располагает рычагами и ресурсами, достаточными для выполнения непосредственных задач по помощи целевой аудитории, и его эффективность зависит от политических обстоятельств.
Вам также может быть интересно:
Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм
X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.
Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет
Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций
Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».
Человек или государство
В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.
Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению
30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций, науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.
Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе
Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться
9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».
Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры
23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.
Должно ли государство поддерживать благотворителей?
Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Где готовят исследователей гражданского общества
Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.