Мария Юдкевич: серьезный научный проект — это скорее марафон, нежели забег на короткую дистанцию
Стремительные перемены в подходах к получению научных знаний ведут к тому, что понятие «кабинетный ученый» скоро уйдет в прошлое. Исследования становятся междисциплинарными, наука и ученые — более открытыми обществу, движение студентов между вузами приветствуется. Об этом, а также о том, как Вышка строит и развивает научную деятельность и поддерживает молодых ученых, рассказала проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич.
Вау-фактор для студентов
С советского времени мы помним деление на вузовский, университетский сектор и на сектор Академии наук. Важный тренд последнего десятилетия состоит в том, что реальная, настоящая наука, в том числе фундаментальная, начала приходить в университеты, рассказала Мария Юдкевич. При этом наука становится интегральной, не разделенной по секторам, и более молодой: студенты получают возможность с первых курсов участвовать в процессе научного исследования.
«Это вау-фактор, когда студент видит, что ему не просто преподают отвлеченную теорию, а рассказывают об исследованиях по борьбе с раком, по поиску вакцин от ковида, о том, как сделать смартфон, который вы держите в руках, более производительным», — говорит она.
Студенты понимают: то, что они сейчас изучают, — это очень круто. Сейчас летают спутники, запущенные с участием ВШЭ, МГУ, других университетов. Они не самые мощные, но позволяют получать данные, с которыми могут работать ребята с факультета компьютерных наук, физики, биологи, химики.
Разоблачение мифов
Давайте попробуем развеять несколько мифов, предложила проректор Вышки. Первый связан с тем, что у выпускника есть две возможности: пойти в реальный сектор экономики и что-то производить, кем-то руководить, получать все большую зарплату, строить собственный бизнес либо остаться в университете и писать какие-то статьи, получать гранты и впоследствии занять место заведующего кафедрой. Но сегодня заниматься тем, что мы привыкли называть наукой, можно где угодно. «Возьмите гигантов типа Facebook, Amazon, Сбера — все они имеют огромные исследовательские подразделения»,— подчеркивает Мария Юдкевич.
Второй миф, который нужно развеять, — это представление о том, что студенческая наука — это волонтерство, за которое ребята ничего не получают. Напротив, есть разнообразные программы поддержки студентов, в том числе финансовой. В Вышке сотни студентов работают стажерами-исследователями, рассказывает проректор. Это первая ступенька в научной карьере, студенты получают трудовую книжку с соответствующей записью, они получают зарплату, возможны дополнительные гранты. В Вышке есть специальная программа «Республика ученых», благодаря которой студенты сразу входят в комьюнити единомышленников. В ее рамках ребята получают гранты, которые выделяет университет из собственных средств. Но и есть программа, в рамках которой выпускники все с большим интересом участвуют финансово в разных программах университета. Многие заинтересованы в том, чтобы направлять свои средства на программы поддержки других студентов, у которых нет финансовых возможностей.
Наконец, третий миф: где родился, там и пригодился в приложении к теме научных кадров. Сегодня очень важно перемещение между университетами, интеллектуальное перемешивание, обмен идеями, в том числе через обмен кадрами. «Например, у нас в Вышке есть программа российских постдоков. Это программа для молодых кандидатов наук, которые могут приехать к нам на год или два из регионального университета, стать нашими научными сотрудниками, познакомиться с нашим университетом, встроиться в проекты и двигаться дальше», — рассказывает проректор.
Каждый год приезжает около 50 человек из самых разных университетов — от Дальнего Востока до Мурманска: биологи, географы, экономисты, социологи. «Они приезжают со своей культурой. Это очень мотивированные, очень харизматичные люди, они вливаются в нашу интеллектуальную команду, а через год или два едут работать в другой университет, и едут работать уже с интеллектуальным багажом и своего предыдущего места, и Вышки», — поясняет Мария Юдкевич.
Зачем растить конкурентов
Для того чтобы все время брать лучших из лучших, надо уметь прощаться с лучшими. «Мы часто обсуждаем, зачем студента отпустили в Гарвард учиться в аспирантуре, зачем человек на постдок поехал в MIT (Массачусетский технологический институт. — Ред.), если у нас тоже конкурентоспособно. Но вы представьте, молодой человек поехал работать в Гарвард, его спрашивают: откуда ты такой талантливый? А он отвечает: я окончил ВШЭ», — говорит Мария Юдкевич. Это работает лучше любых рекламных буклетов, уверена она.
В Вышке есть программа «Цифровые профессора». Коллеги от Гарварда до Университета Гонконга, преподаватели, исследователи стали преподавать студентам Вышки и региональных университетов: «Мы их назвали “цифровые профессора”, потому что в большинстве случаев их никто никогда не видел вживую».
Смысл в том, если применить спортивную терминологию, чтобы тренироваться в окружении сильных, конкурентов, наступающих тебе на пятки. «Выращивание конкурентов делает тебя самого сильным. Нет ничего опаснее, чем сказать: мы на первых местах, мы самые лучшие, стоп. Это первый шаг к началу интеллектуальной деградации», — полагает проректор Вышки.
Кого берут в науку
Тому, кто хочет заниматься наукой, нужно знать, что одно из важнейших качеств ученого — это умение работать долго. Любой серьезный проект — это скорее марафон, нежели забег на короткую дистанцию. Для того чтобы открыть что-то новое, нужно пройти целую серию дискурсов, опубликовать статью в солидном журнале, принять участие в конференции.
«Бремя отсутствия результата на первых порах очень тяжело для многих молодых ребят», — говорит Мария Юдкевич. Они видят, что их сверстники пошли на работу в банк, вчера были «младшими помощниками младшего начальника», но карьера движется, зарплата меняется.
«В науке ты можешь год сидеть в библиотеке, год выращивать что-то в пробирке, а потом дать себе отчет и иметь смелость сказать: не сработало, начинаем с нуля. Не все через это готовы пройти», — отмечает она. Задача университета в том, чтобы работать с молодыми кадрами, с теми, у кого есть потенциал, создать инструменты вовлеченности и правильную питательную среду.
Портрет молодого ученого в перспективе
«Давайте сразу скажем, что наука и преподавательские кадры — и так всегда было с советского времени — это не только про мужчин», — акцентирует внимание проректор Вышки. «Он» в пиджаке с грязными от мела локтями, небритый и непричесанный — бессмысленный стереотип, который надо забыть. «Вот у нас декан факультета математики — молодая женщина, прекрасно уже не первый год справляющаяся со своими обязанностями, занимающаяся развитием и образовательных программ, и науки и при этом сама действующий ученый», — приводит пример Мария Юдкевич.
Сегодня общество ожидает от науки гораздо большей открытости, чем это было раньше, и оно заинтересовано в понимании научных результатов. «И от исследователей ждут, что они станут не только производителями научного знания, но и его популяризаторами, обладающими умением хорошо и интересно об этом рассказывать», — говорит она. Сейчас крупные фонды, выдающие гранты, меняют условия конкурсов, появляются требования по наличию того, что принято называть импакт (impact — это позитивные изменения мира, жизни людей в результате предпринимательской деятельности. — Ред.). Спрашивают не только о том, сколько у тебя хороших статей в крутых журналах, но и о том, как будет влиять результат твоей работы на общество.
Еще одна примета времени — ранее незаинтересованная аудитория стала обращаться к научным исследованиям. Появилось много новых источников информации: социальные сети, интернет-издания, социальные медиа, другие каналы. «В Вышке масса коллег ведут индивидуальные инстаграм-, телеграм-каналы, где рассказывают о том, чем они занимаются», — отмечает Мария Юдкевич. Например, в Вышке проходят Научные бои студентов, где эксперты оценивают их короткие рассказы об исследованиях, в которых они участвуют.
На стыке дисциплин
Одно из актуальных изменений науки в том, что она перестала быть отраслевой, дисциплинарной, когда это химия, это физика, это математика, это экономика, и все отдельно. «Есть вещи на стыках, и эти стыки являются во многих случаях точками роста», — говорит Мария Юдкевич.
В Вышке есть научные подразделения и проекты, в которых, например, работают специалисты по компьютерным наукам, филологи, лингвисты. Так, недавно совместно с «Яндексом» в питерском кампусе ВШЭ создана лаборатория естественного языка, которая с помощью компьютерных методов придумывает инструменты для анализа в том числе литературных текстов. При этом филологи учат языки программирования, чтобы самим писать программы, анализирующие тексты, а студенты факультета компьютерных наук очень много читают.
Задача университета — дать молодым ребятам понимание, что они сами должны сегодня формировать свою образовательную траекторию. Вышка давно перешла на систему «мейджор и майнор» в образовательной траектории. Есть основная дисциплина, по которой ты обучаешься, и есть вторая, которую ты должен освоить. Для некоторых это возможность дополнить свое образование. При этом понятно, что сегодня очень востребованы программистские навыки, все движется к тому, что языки программирования становятся новым языком общения. Это значит, что сегодня это большое преимущество на рынке труда, а послезавтра такое требование уже будет императивом.
Беседу с Марией Юдкевич вели корреспонденты телеканала ОТР. Полностью сюжет к Дню науки можно посмотреть здесь.
Юдкевич Мария Марковна