А кактус можно и побрить
Завершились конкурсные отборы Благотворительного фонда В. Потанина среди преподавателей и студентов ведущих вузов города Москвы. Победителями конкурса среди молодых преподавателей были признаны Елена Подколзина, старший преподаватель кафедры институциональной экономики, и Андрей Шевчук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ.
Они прочтут лекции на Зимней школе, которая проходит в эти дни (со 2 по 6 февраля) в Подмосковье. Среди слушателей от ГУ-ВШЭ в школе принимают участие победители конкурса эссе Мария Вагина (отделение культурологии факультета философии) и Алексей Сергеев (факультет бизнес-информатики, Нижегородский филиал).
Во время работы школы студенты посетят тренинги и мастер-классы, примут участие в культурных и спортивных мероприятиях. Кроме того, стипендиаты прослушают наиболее интересные научно-популярные лекции молодых преподавателей лучших вузов страны. Для молодых преподавателей составлена особая программа. Они станут участниками тренингов и дискуссий, получат возможность присутствовать на лекциях ведущих ученых и профессоров, а также станут членами жюри грантового конкурса студенческих проектов. Там же с грантополучателями будут подписаны финансовые документы, и состоится вручение дипломов.
Впечатлениями от конкурса и ожиданиями от зимней школы с корреспондентом Новостной службы поделились Елена Подколзина, Андрей Шевчук и Мария Вагина.
Мария Вагина
— Мария, поздравляем вас с победой. Расскажите, как вы узнали о конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина.
— На сайте Вышки появилось объявление со списками людей, которые зарегистрировались на конкурс. Моя подруга спросила, почему меня нет в списках. Действительно, непорядок, подумала я и зарегистрировалась.
— Каковы ваши ожидания от зимней школы?
— Насколько я знаю, там будут лекции преподавателей, которые победили в конкурсе. Но главная цель — доработать проекты, которые представлялись на конкурс, и защитить их в конце школы. Лучшие проекты получат грант. Но поскольку я второкурсница, мне было позволено участвовать в конкурсе на других условиях — написать эссе.
— Какие у вас остались впечатления от конкурса?Мария Вагина
— Было очень интересно. Я вышла после конкурса, еще не зная результатов, позвонила маме и сказала, что я точно ничего не получу, но мне так понравилось, что стипендию надо давать организаторам. Думаю, те, кто увлекся процессом и стал в нем жить, наверное, и стали стипендиатами (смеется). И еще от школы я жду новых интересных знакомств.
Андрей Шевчук
— Андрей, победители конкурса среди молодых преподавателей будут читать лекции на зимней школе. Чему посвящена ваша лекция?
— Моя лекция будет посвящена той теме, которой я наиболее активно на данной момент занимаюсь, — развитию новых форм занятости, независимых форм занятости, фрилансу. Меня интересуют теоретические обоснования этого понятия. Фриланс — не научный термин, а скорее популярный. Он активно используется в Интернете, но в научных публикациях его редко встретишь. Я пытаюсь обосновать использование термина в научной сфере и его отличия от терминов "самозанятость", "вторичная занятость".
— С чем связан ваш интерес к этой теме?
— Хотя говорят, что ученый должен быть беспристрастен, я не скрываю своего личностного отношения к проблеме. Мне всегда импонировал подобный стиль жизни. Фриланс — это не форма занятости, это жизненная стратегия. Возможно, в чистом виде мы, ученые и преподаватели, не можем быть названы фрилансерами, но устройство нашей жизни похоже на фрилансерское. Существует конкуренция за проекты и гранты. Проектная работа. Нет жесткого административного контроля. В душе себя ощущаю фрилансером, и мне интересно посмотреть, как люди этим занимаются.
— Проектное мышление — это привычка, внутренняя характеристика или веяние нового времени, инновационной экономики, где требуется творческий подход?
Андрей Шевчук |
— Каким образом проходят исследования, как возможно изучение фрилансеров?
— Мы занимаемся этой темой при поддержке Научного фонда ВШЭ. Только что закончили масштабный интернет-опрос фрилансеров на одном из специализированных сайтов. Речь идет о десятках тысяч анкет. Мы хотим впервые в России, — а таких исследований мало и за рубежом, — получить количественные данные. Это будет первая точка отчета, от которой можно будет плясать. С нами работает целая группа студентов, ребят из магистратуры. Массив уже снят, в ближайшее время мы получим первый результат. Я бы хотел определиться с терминами. Для нас фрилансеры — это люди, которые не заняты в штате организации, а самостоятельно выходят на рынок, предоставляют услуги широкому кругу заказчиков. В каком-то смысле фрилансер — это человек-фирма. Но они отличаются от предпринимателей, так как не используют наемную рабочую силу, а все выполняют лично.
— Андрей, как вам кажется, Вышка — благодатная среда для фрилансеров из мира науки?
— Если раньше моя проектная жизнь распространялась "поверх" многих учреждений, то сейчас она сосредоточена в Высшей школе экономики, и не возникает необходимости выходить за рамки. Можно реализовывать все свои интересы в границах существующей системы. В течение этого времени я разработал два курса: "Сравнительный анализ хозяйственных систем" и "Социология хозяйственного развития". Я всегда видел преподавание как авторский процесс, никогда не мог преподавать по учебнику, по чему-то, что было сделано без меня и до меня. В общем, я прекрасно реализовываю себя в стенах Вышки и думаю, что в дальнейшем это продолжится.
— Как бы вы охарактеризовали свою деятельность в двух словах?
— То, что я скажу, будет звучать, возможно, пафосно и громко, но все, что я умею в жизни, — это производить некие идеи. Я не могу эти идеи полностью воплотить, для этого нужны другие качества. Поэтому считаю себя генератором идей, поэтому и люблю слово "концепция". Как только заканчивается производство идей, мой интерес улетучивается, начинается рутина, которой я не люблю и не умею заниматься. В этом смысле у нас прекрасный тандем с Денисом Стребковым, отличным профессионалом в том, чего я не могу делать.
Елена Подколзина
— Елена, на каком факультете вы преподаете?
— Я преподаю институциональную экономику на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и являюсь сотрудником лаборатории институционального анализа экономических реформ (http://lia.hse.ru), пока старший преподаватель — должна пройти конкурс на доцента в феврале.
— Какую тему лекции вы заявляли на конкурсе?
— Институциональный анализ бюрократии. Именно ее я подавала на конкурс.
— Для вас участие в этой научной школе — не первый опыт?
— Я участвовала в Европейской летней школе институциональной экономики. Основными организаторами были партнеры Вышки — Париж-X. Сейчас являюсь одним из организаторов летней школы институционального анализа. Иными словами, у меня есть опыт как участника, так и организатора, но непосредственно преподаванием на школе я не занималась.
— Как вы думаете, чем для вас будет полезна зимняя школа?
— С точки зрения организатора школ любопытно посмотреть, как собираются проводить данную зимнюю школу. У меня есть собственный опыт и много своих идей. Мы, сотрудники лаборатории, достаточно часто стараемся ездить на какие-то мероприятия, школы, workshоp'ы, чтобы перенять методики, приемы. Тем более, как мне кажется, цели этой зимней школы и школы, организуемой лабораторией институционального анализа, примерно одинаковые: это объединение людей, занимающихся наукой, научное сотрудничество, развитие связей между регионами и центром.
— Проект, который вы сейчас разрабатываете, посвящен…
— Сложно выбрать главный проект. В плане административном, наверное, главный проект — это летняя школа. В плане преподавательском — разработка он-лайн учебника по институциональной экономике, а в плане исследований моя тема коррелирует с заявленной темой лекций "Институциональный анализ бюрократии".
Что касается он-лайн проекта, эта идея вызревала постепенно. Можно преподавать по-разному: один раз придумал программу, прочитал ее, а дальше идешь по накатанной, не изобретаешь ничего нового. Легко, просто, минимальные затраты. Но в то же время и минимальное удовольствие. Дисциплина новая, учебников нет, как правило, преобладают монографии по определенным темам. Сразу возникает идея: почему бы не сделать учебник? Начали постепенно разворачивать эту идею. Ныне на дворе двадцать первый век, Интернет. Почему бы не попробовать сделать в стиле ЖЖ? Начали делать в стиле ЖЖ. Потом думаем: стиль ЖЖ на бумаге — это как-то неправильно. Решили сделать продукт интерактивным. Существует вариант интерактивного учебника, когда ты просто заливаешь на диск и ползаешь по содержанию. Это показалось неинтересно. Тогда начали постепенно разворачивать этот проект он-лайн. Он покрывает первую часть курса институциональной экономики и, насколько я знаю, данный продукт востребован студентами.
— На все хватает сил? Под каким девизом проходит ваша научная жизнь сейчас?
— Что-то из серии "Инициатива наказуема" или "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус". Наша жизнь в значительной мере похожа на это. Не то чтобы с голоду пытаемся есть кактусы, просто мы не боимся уколоться. Если взять те же летние школы: ни опыта, ни представления о том, что это и как это делается, у нас не было, поэтому в первый раз было очень затратно. Было довольно тяжело продумать, как и кого привлечь. Но нас это не остановило, и мы продолжаем есть этот кактус (улыбается). Тем более, что если его побрить, то получится очень даже ничего. Кактус — это, знаете ли, деликатес в некоторых кухнях.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Преподаватели НИУ ВШЭ стали обладателями гранта Фонда Потанина
Фонд Потанина подвел итоги 10-го, юбилейного сезона грантового конкурса для преподавателей магистратуры. По его результатам в список победителей вошли 150 представителей разных вузов России, пятеро из которых — преподаватели НИУ ВШЭ.
Студенты ВШЭ получили «потанинские» стипендии
33 студента, представляющие разные кампусы Вышки, вошли в число победителей ежегодного стипендиального конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина.
38 студентов магистратуры ВШЭ стали победителями стипендиального конкурса Благотворительного фонда В. Потанина
В их число вошли студенты всех четырех кампусов Вышки. Потанинскую стипендию они будут получать до конца своего обучения в магистратуре.
Институциональная экономика
Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.
Вышка сохранила 1 место в нарастающем рейтинге вузов фонда Владимира Потанина
Благотворительный фонд Владимира Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2016/17 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность университетов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.
ВШЭ снова заняла I место в рейтинге вузов-участников стипендиальной программы Владимира Потанина
Благотворительный фонд В. Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2015/16 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность вузов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.
Иностранные студенты смогут учить русский язык с бабушками из России
Проект студентов и выпускников ВШЭ «Язык поколений» стал одним из победителей конкурса социально значимых проектов школы фонда Владимира Потанина. Идея проекта — познакомить иностранных студентов, изучающих русский язык, с бабушками и дедушками из России. У студентов таким образом появится языковая практика, а у пожилых людей — дополнительное общение.
ВШЭ вновь лидирует по числу студентов, удостоенных стипендий фонда Владимира Потанина
Экспертный совет благотворительного фонда Владимира Потанина подвел итоги стипендиального конкурса для студентов-магистрантов и грантового конкурса для преподавателей магистратуры. Победителями стали 42 студента и 3 преподавателя ВШЭ. По количеству победителей среди студентов Вышка возглавляет список вузов-участников конкурса второй год подряд.
ВШЭ заняла I место в рейтинге вузов-участников стипендиальной программы Владимира Потанина
7 сентября в информационном агентстве ТАСС Благотворительный фонд В. Потанина представил результаты рейтинга вузов 2015 года. В рейтинге оценивается деятельность вузов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.
Магистры ГМУ ВШЭ получили грант благотворительного фонда Владимира Потанина
В Подмосковье завершила работу школа благотворительного фонда Владимира Потанина. В течение пяти дней работы школы ее участники (победители стипендиальной программы и грантового конкурса фонда разных лет) под руководством опытных тренеров дорабатывали свои социально-значимые проекты, а затем презентовали результаты своей работы Экспертному совету. По итогам работы школы совет выбрал 11 лучших проектов, получивших гранты на реализацию. В этом году грантовый фонд конкурса составил 2 миллиона рублей.