Достаточно крупные. Достаточно эффективные?
16 апреля состоялся семинар "Институциональные проблемы российской экономики", организованный Институтом анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ.
Проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев представил доклад "Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса", подготовленный им совместно с Юрием Симачевым (Межведомственный аналитический центр) и Юрием Даниловым (Центр развития фондового рынка).
Авторов интересовало, какие модели поведения характерны для современной российской фирмы, как они трансформировались в условиях кризиса и в каком направлении будут меняться дальше.
Свое выступление А. Яковлев начал с описания исходной ситуации, в которой российские компании оказались перед кризисом. И здесь уместно говорить, по крайней мере, о двух разных типах компаний: о крупных и средних фирмах.
В качестве крупных авторы рассматривали компании с годовым оборотом, превышающим 1 млрд. долларов. По оценкам журнала «Эксперт» таких компаний в России около четырехсот. К средним были отнесены фирмы с годовым оборотом от 50 млн. до 1 млрд. долларов.
Жизнь до кризиса: 2006—2007 годы
Для российской экономики в целом в предкризисный период было характерно:
- Расширение государственного сектора;
- Увеличение государственного стимулирования спроса в рамках закупок для государственных нужд;
- Усиление конкурентного давления со стороны глобального рынка и ориентация на форсирование слияний и поглощений;
- Расширение заимствований за рубежом, увеличение долговой нагрузки;
- Усиление ограничений для иностранных инвесторов.
На этом фоне крупные компании усиливали неформальные связи с государством. Из-за этой близости к власти у многих возникла иллюзия снижения рисков, следствием чего стало активное внешнее заимствование и агрессивная политика по скупке активов. Кроме этого, для крупных фирм была характерна сложная система управления и неопределенность прав собственности. Из вышесказанного можно сделать вывод о нарастающей неэффективности российских крупных компаний.
Средние компании сталкивались с большими ограничениями в доступе к внешним финансовым ресурсам, поэтому для них были характерны более низкие показатели задолженности в сравнении с крупным бизнесом. От крупных фирм они также отличались большей мобильностью и более высокой внутренней эффективностью. Это авторы объясняют меньшими возможностями использования административного ресурса, более конкурентными условиями функционирования средних компаний и их большей склонностью к инновациям.
В целом, можно отметить, что накануне кризиса эффективность крупного бизнеса падала. Ситуация со средними компаниями сложилась неоднородная. С одной стороны, сформировался сегмент эффективных и быстрорастущих средних компаний (20—25% от общего числа средних фирм на рынках), с другой стороны, сохранились в достаточном количестве и низкоэффективные средние компании.
Однако авторов интересовала реакция на кризис только крупных и средних эффективных компаний, так как поведение именно этих фирм наиболее существенно для выхода экономики из кризиса.
В группе эффективных средних компаний, по мнению авторов, следует различать две подгруппы. В первую подгруппу авторы отнесли компании, которые демонстрировали высокие темпы роста благодаря нахождению новых рыночных ниш и своему инновационному поведению. Ко второй подгруппе относятся фирмы, успех которых был основан на использовании административного ресурса.
Крупные и успешные средние компании: реакция на кризис
Признавшись, что эмпирических данных о поведении фирм во время кризиса пока нет, А. Яковлев представил гипотетические модели такого поведения для разных типов компаний.
Близость к государству крупных компаний позволяет им лоббировать помощь, но ее получение, как правило, связано с дополнительными «социальными обязательствами» (поддержание занятости). Это становится препятствием для повышения эффективности. Кроме лоббирования помощи для себя, крупным компаниям удается блокировать выделение государственной поддержки зачастую более эффективным, но менее крупным компаниям. Представителям крупных компаний удается создавать искаженную в сторону негатива картину текущей ситуации. Именно эту картину видит правительство.
Средние компании, рост которых основан на рыночных факторах, получают шанс продемонстрировать динамичный рост на основе импортозамещения (при условии завершенности инвестиционных проектов). Однако в условиях резкой девальвации рубля они будут ограничены в доступе к зарубежным технологиям. И все же из кризиса этим компаниям, скорее всего, удастся выйти, так как, будучи гибкими, они готовы к жесткой реструктуризации.
Средние компании, рост которых основан на административных факторах, столкнутся с резким падением конкурентоспособности. В условиях кризиса они будут стремиться найти поддержку региональных властей, с которыми они взаимодействуют. Не исключено и оппортунистическое поведение, связанное с угрозами резкого сокращения персонала, с прицелом на лоббирование государственной поддержки.
В завершении выступления А. Яковлев оценил нынешнюю политику государства по поддержке крупных компаний как рискованную. Риски эти могут быть связаны с тем, что крупнейшие компании в целом сегодня характеризуются низкой эффективностью и отсутствием у собственников и менеджмента достаточных стимулов к реструктуризации.
Альтернативу такой политике авторы видят в стимулировании спроса через реализацию государством инвестиционных проектов, открытых для участия всех фирм, удовлетворяющих установленным параметрам «цена-качество» за их товары или услуги.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Яковлев Андрей Александрович
Вам также может быть интересно:
Директор от власти
Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.
Управлять звездой
Россия богата талантливыми людьми, но плохо умеет привлекать их в бизнес. По этому показателю у нее 107 место из 118 в Глобальном индексе конкурентоспособности талантов (GTCI). Причины парадокса кроются как в самих организациях, так и в состоянии рынка труда. Исследователи ВШЭ изучили вопрос на примере отрасли информационных технологий.
Блат снижает эффективность бизнеса
Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
1,5
Во столько раз чаще крупные российские компании меняют генеральных директоров во время кризиса по сравнению с более спокойными временами.
«Вряд ли студенты сразу после выпуска попадут в совет директоров, но знать о корпоративном управлении им необходимо»
Чуть больше месяца остается до старта приемной кампании в магистратуру. Магистерское образование Вышки дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят работодатели. На магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» курс «Корпоративное управление и устойчивое развитие» в этом году читал директор по корпоративному управлению компании «Делойт» Олег Швырков. Новостная служба ВШЭ спросила у него, почему практикам важно взаимодействовать с теоретиками, что на самом деле означает понятие «корпоративное управление» и должны ли рядовые сотрудники сообщать начальству, если в компании что-то пошло не так.
Социально активные компании более конкурентоспособны
Социальная ответственность бизнеса в России постепенно становится стандартной частью деятельности корпораций на рынке. Отказ от значимой социальной работы нередко ухудшает репутацию фирмы вплоть до потери влияния в регионе. И наоборот, развивая социальное направление, компании чувствуют себя увереннее, выяснила научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Краснопольская.
Эксперты соберутся в ВШЭ, чтобы обсудить, как управлять миром
В условиях медленного преодоления мирового финансово-экономического кризиса политика, по мнению экспертов, «вернулась в экономику». Отсюда и разговоры о менеджменте революций и гражданских войн, и попытки просчитать, какой тип глобального управления может обеспечить наибольшую стабильность. 15-16 ноября в ВШЭ прошла Международная конференция «Глобальное управление в неустойчивом мире».
Менеджеры стремятся оправдать ожидания
В абсолютном большинстве корпораций менеджеры находятся под давлением показателей прибыльности бизнеса. Для публичных компаний мерилом этих показателей обычно выступает соответствие консенсус-прогнозу. Доклад McKinsey «Избежать ловушки консенсус-прогнозов».
Корпоративная составляющая инновационного роста
Пятый, завершающий блок «Стратегии развития финансовой системы России», которую Финансовый университет разрабатывал по госзаказу, посвящен совершенствованию системы корпоративного управления, сложившейся в российской экономике.
В Высшей школе экономики рассказали, что будет с евро
25-27 мая в Высшей школе экономики под патронатом Российско-Германской Внешнеторговой палаты состоялся XV симпозиум «Что будет с евро? Страны и банки в долговом кризисе», организованный ассоциацией «диалог+».