Как возникают «мигрантские школы» и кто такие «дети мигрантов»?
23 апреля в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Деминцева Е.Б. (к. ист.н., заведующая Центра качественных исследований социальной политики, доцент факультета гуманитарных наук, НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Как возникают «мигрантские школы» и кто такие «дети мигрантов»?".
Пространство вокруг и внутри российских школ, в которые попадают дети мигрантов, очерчивают и пересекают несколько границ. Вокруг школы формируется социальная граница, которая возникает вследствие существующей школьной сегрегации. В некоторых школах концентрируются такие категории детей, которые не соответствуют стандартным представлениям о норме, например, дети с особенностями развития, с проблемами в учебе, дети из социально неблагополучных семей. В последние годы в эти же школы попадают и дети мигрантов. Местные жители определяют для себя эти школы как “мигрантские” вследствие большего, чем в других школах, присутствия именно иноэтничных детей. Все социальные проблемы, которые были и остаются в них, стало принято объяснять присутствием в школе детей мигрантов, и возникает новая, этническая граница, выделяющая школу в городском пространстве. Однако внутри школы эти границы меняются. Для всех школьников, в том числе иностранцев, важно включение детей мигрантов в принимающее общество. Граница между “своими” и “чужими” является символической, конструируемой самими учениками в зависимости от ситуации. Однако нельзя говорить об исчезновении этнической границы в школе. В ситуации конфликта между школьниками воспроизводятся существующие в обществе стереотипы о мигрантах.
Деминцева Екатерина Борисовна
Центр качественных исследований социальной политики: Заведующий центром