• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты должны чувствовать себя хозяевами факультета»

Алексей Барабашев, декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, рассказывает о формах и программах обучения, о летней практике в России и за рубежом и о перспективах будущего трудоустройства выпускников факультета.

— Алексей Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о планах факультета государственного и муниципального управления по приему абитуриентов в этом году. Сколько студентов будет на первом курсе в следующем академическом году?

— Количество первокурсников у нас практически не меняется последние три года: мы принимаем 50 студентов на бюджетное обучение и 70 — на коммерческое. Если превысить эти цифры, то пришлось бы вводить второй поток обучения и, соответственно, значительно и быстро увеличивать штат преподавательского состава факультета, что неизбежно и негативно отразилось бы на качестве преподавания. Пополнять ряды таких высококвалифицированных специалистов, какие преподают на факультете сейчас, — задача очень непростая. У нас, действительно, «звездный» состав преподавателей, включая экспертов, сопровождающих процесс разработки правительственных решений и стратегических реформ государственного и муниципального управления, лучших практиков, представляющих федеральные государственные органы, известнейших теоретиков и исследователей.

— Как вы оцениваете уровень нынешних первокурсников, поступивших на факультет по результатам ЕГЭ?

— Как и большинство моих коллег, я считаю набор студентов прошлого года очень сильным и успешным, несмотря на все предварительные опасения, связанные с введением новых правил приема абитуриентов. Я над этим много думал и пришел к выводу, что именно те ребята из регионов, которые раньше не верили в свои силы или по тем или иным причинам не могли поехать в Москву сдавать вступительные экзамены, и составили «ядро» успешных абитуриентов прошлого года. Опасения, что результаты ЕГЭ далеко не всегда объективно отражают уровень знаний выпускников общеобразовательных школ, тоже не подтвердились. Это доказала проверка остаточных знаний, которую провела кафедра математики университета: результаты теста, очень близкого по содержанию к ЕГЭ, который прошли первокурсники нашего факультета, показали объективность их высоких баллов по единому госэкзамену.

— Какие результаты ЕГЭ учитываются при поступлении на ваш факультет?

— По обществознанию, математике, иностранному и русскому языкам. Как и на других факультетах Вышки, значительную часть наших первокурсников составят победители и призеры целого ряда олимпиад, в том числе олимпиады по государственному и муниципальному управлению, которая разрабатывается Ассоциацией профильных факультетов страны.

— А какими знаниями в этой области может обладать старшеклассник?

— Система государственного управления изучается в школе на уроках обществоведения. Некоторые несложные математические модели, которые так или иначе используются в госуправлении, представлены в олимпиадах по математике. Мы не рассчитываем на то, что школьник напишет зрелую работу о государственном или муниципальном управлении. Поэтому задание последнего тура профильной олимпиады — написать эссе — рассчитано на выявление у школьника общегуманитарных знаний, здравого смысла, нестандартного подхода к решению проблем, интереса к общественно-политическим процессам в обществе. Знаете, как в футболе — очень немногие умеют играть профессионально, но каждый умеет давать советы, — так и в государственном управлении: мало, кто понимает, как это делать профессионально, а дать совет норовит каждый. Почему? Да потому, что у нас у всех — острое ощущение «неправильности» происходящего в политических кругах, в общественном сознании, в здравоохранении, в правовой сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве... Поэтому и школьнику есть, что сказать на любую из предлагаемых нами тем.

— За семь лет работы факультета у вас, наверняка, сформировалось представление о своей целевой аудитории. Каким вы представляете себе идеального студента?

— Чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно сначала определиться — к чему мы ребят готовим, какие профессиональные компетенции должны быть выработаны у наших студентов за годы обучения. Проблема в том, что отечественное понимание управления сильно отличается от того понимания, которое сложилось и развивается в современном мире за рубежом. Это отражено даже в явно устаревшем названии факультета — государственное и муниципальное управление. В современных условиях мы должны преподавать публичное управление. Это понятие — намного шире, чем государственное управление. Государство не может и не должно осуществлять управление и отвечать за все процессы в обществе без гражданского участия. Государство должно быть не надзирателем, не покровителем, а партнером. Нельзя полноценно реализовать требования прозрачности управления, его открытости, если граждане находятся в положении опекаемых «неразумных детей» по отношению к государству. Наша задача — воспитать управленцев нового типа, тех, кто работает в первую очередь для граждан страны — и в государственном аппарате, и в некоммерческих организациях, и в управлении социальной сферой, и в той части управления бизнесом, которая связана с государством. Поэтому требования, предъявляемые к абитуриентам, включают в себя гражданскую ориентированность и ответственность, высокие этические нормы поведения, стремление к общественному признанию, социальную активность, открытость, принципиальность и лидерские качества.

— Чем отличается программа обучения на вашем факультете от программ других профильных вузов? В чем специфика образования, предлагаемого вами абитуриенту?

— Действительно, в России сейчас существует более трехсот факультетов и институтов нашего профиля. Наш факультет — один из крупнейших в стране, причем развитие факультета прошло феноменально быстро: со дня его открытия прошло всего семь лет, за которые мы успели стать одним из лидирующих факультетов страны, готовящих специалистов государственного и муниципального управления.

Помимо сильного преподавательского состава факультета, нашим достоинством является то, что Высшая школа экономики развивается как единый образовательный организм. К примеру, все экономические дисциплины на нашем факультете преподаются лучшими специалистами других, профильных, кафедр и факультетов ВШЭ, мы не создаем дублирующие друг друга кафедры. Юридические дисциплины преподают специалисты факультета права, социологию — научные сотрудники социологического факультета, экономику — ведущие преподаватели факультета экономики ГУ-ВШЭ.

Мы постоянно проводим опросы абитуриентов, студентов, выпускников и публикуем их мнения на факультетском сайте. Один из важных вопросов опросных листов для абитуриентов — какой вуз или факультет является нашим конкурентом. Большинство абитуриентов рассматривают два варианта: поступать либо к нам, либо на факультет государственного управления МГУ имени Ломоносова. Однако, это чисто формальная конкуренция, потому что на самом деле мы не только активно сотрудничаем, но и занимаем каждый свою нишу, успешно избегая дублирования образовательных программ. Мы участвуем во многих совместных мероприятиях, проводим совместные летние школы и не препятствуем, а помогаем студентам при переходе из одного вуза в другой, если они меняют сферу своих интересов в ходе обучения. Наш факультет отличается от факультета госуправления МГУ, прежде всего, тем, что мы ведем значительно больше научно-исследовательских работ по заказу различных государственных органов и правительства России, поскольку учредителем ГУ-ВШЭ было Министерство экономики России, а с недавних пор — Правительство России. Мы занимаем лидирующие позиции в сфере экспертно-аналитического сопровождения реформ государственного и муниципального управления. Это касается многих реформ — административной и государственной службы, бюджетной системы, ЖКХ, местного самоуправления. Мы обучаем студентов на материале практического реформирования страны, стремимся вести новые фундаментальные исследования на основе изучения реальной практики госуправления. У наших коллег в МГУ в целом более классический, академичный подход к образовательным программам, что также очень важно для развития государственного управления в России. Я сам окончил МГУ, долгие годы преподавал на факультете госуправления МГУ и глубоко уважаю академические традиции этого университета. Я уверен, что и наше образование, и то, которое предлагает МГУ, в равной мере востребовано абитуриентами страны и имеет право на существование. Это доказывает и высокий ежегодный, примерно одинаковый конкурс абитуриентов на факультеты госуправления Вышки и МГУ. Так что мы удачно дополняем друг друга.

— Появляются ли у вас новые формы обучения студентов? На что вы ориентируетесь в методологии преподавания?

— Академическая традиция предполагает классические формы обучения: лекции дают теоретический материал для освоения, семинары показывают, как теория применяется в практической деятельности. Поскольку наш образовательный процесс непосредственно связан с деятельностью государства и различных организаций, мы анализируем реальную практику. Таким образом, лекционный курс превращается в рассмотрение фактических ситуаций, а семинары, вместо решения давно сформулированных стандартных задач, превращаются в интерактивное обсуждение и поиск новых решений для этих ситуаций и реальных проблем. Для этого мы приглашаем практиков, знакомящих студентов с жизненными проблемами и привлекающих студентов к участию в различных проектах. Мы проводим выездные практики в различных регионах России, в различных органах государственного и муниципального управления. Наши студенты участвуют в разработке проектов комплексного развития городов, проводят экспертный анализ реформы государственной службы. Когда преподаватель не преподносит материал, не учит в узко понимаемом значении слова, а сотрудничает со студентами, то и результаты такого обучения — совсем иные. При таком подходе к образованию, у нас возникло особое отношение к летней практике студентов как неотъемлемой части учебного процесса. Мы подразделяем практику на два больших блока — зарубежную и российскую. В свою очередь российская практика осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Что касается зарубежной практики, то студенты каждое лето ездят в партнерские университеты, и в течение двух-трех недель занимаются и в классах, и в органах местного самоуправления, и в различных организациях. Затем они пишут эссе, сдают экзамены и получают сертификаты об окончании определенного курса, который мы засчитываем. Наш самый давний и проверенный партнер — Лондон Метрополитен Университет — ежегодно принимает наших студентов. Вторая группа едет на летнюю школу в Перпиньоне во Франции, которая финансируется Посольством Франции в Москве. Третья группа едет в старейший университет Китая в Фудане, причем целый год перед поездкой студенты учат китайский язык. С этого года планируется и летняя школа в США.

Кроме того, у нас стартовала программа двух дипломов магистратуры с Бирмингемским университетом в Великобритании, у которого разработана одна из сильнейших программ в области публичного управления. Вообще интенсивность научных и студенческих обменов с зарубежными университетами у нас намного выше, чем в любом другом вузе России.

Внутрироссийская практика складывается из поездок множества мобильных групп, изучающих разнообразные проблемы и ситуации в регионах. Студенты анализируют схемы местного управления, проводят опросы общественного мнения, исследуют результаты реформирования различных структур управления и соотношение местной региональной компоненты власти с центральной.

Мы создали стационар в деревне Медведево Костромской области, где выстроили факультетский дом, в который ездят студенты для исследований местного сообщества и работы органов самоуправления. Это типичный регион центральной России с типичными проблемами: с одной стороны, здесь все меньше населения и неясно, за счет чего добиваться прибыльности экономики, во что вкладывать средства, а с другой стороны, появляются новые, необычные способы обживания мест — так называемые псевдо-дачники, заселяющие деревни на летний период. По решению ученого совета факультета мы планируем создание других стационаров в других регионах России.

Мы постоянно участвуем в проектах муниципальных и федеральных органов управления, активно работаем в экспертных группах профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации, Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства здравоохранения и социального развития и многих муниципальных органов.

— Вероятно, именно с этими федеральными и муниципальными организациями и связаны перспективы трудоустройства ваших выпускников?

— Результаты социологических опросов наших выпускников размещены на сайте факультета. Мы знаем, что 80% наших студентов работают во время обучения в бакалавриате, и почти 100% — в магистратуре. Кстати, скоро появится новая веб-страница «Где мы работаем», на которой мы разместим подробную интерактивную карту, показывающую, где и кем работают наши выпускники, включая федеральные, региональные, муниципальные органы управления, общественные, некоммерческие и социальные организации, структуры бизнеса. Я бы сказал, что наши выпускники работают в стратегически важнейших органах управления России.

— Расскажите, пожалуйста, о программах магистратуры вашего факультета.

— Сейчас мы предлагаем две программы обучения в магистратуре: «Государственное и муниципальное управление» и «Управление и экономика здравоохранения». В этом году мы сможем предложить абитуриентам большое количество бюджетных мест, что, на мой взгляд, очень важно и само по себе, и потому, что закон о государственной службе регулирует карьерные возможности в этой области. Я полагаю, что в ближайшем будущем претендент на должность со степенью бакалавра будет иметь минимальные шансы ее занять, если на эту же должность одновременно претендует магистр. При прочих равных шансах магистры получат серьезное преимущество на рынке труда перед бакалаврами, как это и принято во всем мире.

Кстати, в магистратуру могут поступать не только те, кто имеет диплом бакалавра или специалиста в области государственного и муниципального управления. К нам поступают после окончания факультетов экономики, социологии, политологии, менеджмента, правоведения...

— Что вы думаете о жизни ваших студентов после занятий, за стенами учебных аудиторий?

— У нас есть студенческий совет факультета, который избирается открытым голосованием студентов и обладает значительным бюджетом для активной внеучебной жизни — для проведения студенческих конференций, спортивных состязаний, летнего отдыха, фестивалей, благотворительных акций, культурных мероприятий, публикации сборников студенческих работ. Эта форма студенческого самоуправления кажется мне чрезвычайно важной для создания особой, богатой событиями среды обитания. Жизнь студентов должна быть заполнена не только учебой и исследовательской работой, они должны чувствовать себя хозяевами факультета и жить насыщенной, активной жизнью. У нас сильная команда КВН, очень хорошие спортивные команды, в том числе по футболу и баскетболу, и мы ежегодно разыгрываем «Кубок деканов» с командами факультета госуправления МГУ по этим видам спорта. Вообще у студентов факультета практически неограниченный доступ в прекрасно оборудованный тренажерный зал. Надеюсь, все, кто поступят к нам на факультет, смогут найти себе занятие по интересам.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

24 апреля состоится день открытых дверей факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»

Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.

ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления

Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей —  Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.

Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.