Шаг в будущее: инновации школьников
В рамках форума «Шаг в будущее» в ВШЭ прошел симпозиум для школьников «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе». Комментируют директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и заведующая отделением дизайна МИЭМ ВШЭ Ульяна Аристова.
— Тамара Анатольевна, как появилась идея проведения симпозиума, почему было выбрано именно такое название — «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе»?Тамара Протасевич
— В 2012 году наш университет установил партнерские отношения с программой «Шаг в будущее». И хотя у нас большой опыт проведения академических интеллектуальных состязаний (2013 год — наш 16-й олимпиадный сезон), мы впервые организовывали научные соревнования для школьников в виде защиты результатов научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Поэтому один из четырех научных симпозиумов форума «Шаг в будущее», организацию которого взяла на себя Вышка, и получил название «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе».
— На какую аудиторию ориентирован симпозиум и в целом программа «Шаг в будущее»? Каковы ее основные задачи и цели?
— Для того чтобы стать хорошим специалистом в инженерно-технической сфере, необходимо иметь не только светлую голову, но и золотые руки. И программа «Шаг в будущее» как раз ориентирована на ребят, которые демонстрируют не только академические успехи, но и прикладные навыки и умения, проектное мышление и исследовательский потенциал.
Эта программа, созданная в 1991 году выпускниками Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, на сегодняшний день авторитетное общенациональное движение, в котором участвуют более 150 тысяч школьников и студентов. Она имеет разветвленную сеть региональных представительств, действующих на базе ведущих российских университетов и научных центров, среди которых Московский государственный технический университет радиотехники, электроники, автоматики, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и многие другие. Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.
— Каким образом осуществлялся отбор участников симпозиума?
— Отбор начался еще осенью на федеральных окружных состязаниях программы «Шаг в будущее». С нашей стороны в регионы выехали эксперты (в основном это работники МИЭМ НИУ ВШЭ), которые выступили в качестве членов жюри отборочных состязаний. В январе экспертные комиссии секций рассмотрели заявки от победителей отборочного этапа и выбрали лучших. Всего на симпозиум поступило 209 работ, а были отобраны и выступили на форуме 109 человек.
Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.
— Как проходила работа симпозиума?
— В Высшей школе экономики проходила работа нескольких секций симпозиума «Шаг в будущее»: социология, языкознание, литературоведение, кибернетика и информационные технологии, прикладная экономика и дизайн. Юные исследователи представляли свои проекты экспертному жюри и участвовали в обсуждении работ других участников. Также в рамках работы форума, под патронажем НИУ ВШЭ прошли олимпиадные состязания по современным информационным технологиям, дизайну, электронике и некоторым другим дисциплинам.
Кроме того для участников и их сопровождающих был организован профессиональный лекторий — выступили эксперты и ученые из разных областей науки. Лекцию под названием «Будем создавать новую космическую технику» прочитал декан факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Дмитриевич Пожидаев. Анна Дмитриевна Плисецкая, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, выступила перед школьниками с лекцией на тему «Как зарождалась в России политическая риторика», а доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Аркадьевич Немцов рассказал о психологии характера.
— Каким образом определялись победители симпозиума?
— Победители и призеры выбирались на каждой секции, все участники получили оценку своей работы со стороны экспертов и сертификат об участии в форуме, а лучшие были награждены дипломами I, II и III степени и памятными призами с символикой НИУ ВШЭ. Сразу нескольких наград форума удостоился ученик московской школы Алексей Волков, представлявший свою работу на секции «Кибернетика и информационные технологии». А одним из самых юных победителей стал восьмиклассник Денис Лушин с проектом «Доказательство верности теории креольского происхождения эбоникс». Во время церемонии торжественного закрытия форума на сцене Культурного центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана вместе с директором МИЭМ НИУ ВШЭ Александром Николаевичем Тихоновым мы вручили семь наград лауреатам номинации «Лучший в профессии». И я уверена, что это не последняя профессиональная награда в жизни этих школьников.
Работу секции «Дизайн» прокомментировала заведующая отделением дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ Ульяна Аристова.
— Ульяна Викторовна, каковы ваши впечатления от прошедшего симпозиума, как вы оцениваете уровень и качество представленных работ?Ульяна Аристова
— На мой взгляд, на секции демонстрировались интересные, подлинно дизайнерские проекты, обладающие новаторским подходом в решении проектных задач. Мои коллеги, а в экспертную комиссию вошли практикующие дизайнеры, художники Москвы, преподаватели нашего отделения, высказывали схожие мнения. Уровень работ, представленных на секции, говорит о том, что школьники 9-11-х классов вполне способны решать современные дизайнерские задачи, предлагать и обосновывать новые идеи. На суд экспертной комиссии были представлены разноплановые проекты, выполненные в самых разных областях дизайна, среди них: новые технологии изготовления и дизайна ювелирных украшений, перспективные дизайнерские решения по альтернативному проектированию городского района «Иркутск-сити», анимационные обучающие фильмы, проектирование мебели для младших школьников, тактильные книги для слабовидящих детей, коллекции моделей одежды, бионический стиль в интерьере, разработка усовершенствованного электроприбора для новой технологии художественной обработки дерева и еще много оригинальных и интересных проектов. Могу сказать, что меня очень вдохновило то количество талантливых старшеклассников и перспективных проектов, которые мы увидели на секции. Это дает нам всем шанс сделать свой шаг в будущее — в будущее нового технологичного, красивого и экономически обоснованного современного дизайна.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»
28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!
В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.
Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу
Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»
Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.
В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ
Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.
До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN
В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.
«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов
Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.