Интуиция в искусстве и бизнесе
Чем схожи занятия бизнесом и искусством? Какие черты личности, склонности и устремления одинаково присущи настоящему предпринимателю и настоящему художнику? В рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович рассказал об этом в своей публичной лекции.
Сергей Филонович обладает широким кругом интересов, прекрасно разбирается в живописи и даже свои лекции для студентов читает неординарно, так что слушать его полезно не только менеджерам, но и любителям искусства. С открытой лекцией «Бизнес и искусство: возможности и проблемы взаимодействия» он выступил 17 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Что есть бизнес? Лектор так сформулировал ответ: деятельность, направленная на создание ценностей для потребителя при условии получения прибыли и ее распределения. А что есть искусство? Одно из принятых определений гласит: особый способ познания и отражения действительности. Что же общего может быть между этими двумя разнонаправленными, казалось бы, движениями?
Оставим в стороне напрашивающийся ответ о том, что искусство тоже приносит деньги своим создателям, значит, оно тоже бизнес, а настоящий бизнес — это всегда немного искусство. Все сложнее и глубже.
Сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги
Бизнес удовлетворяет потребности социума, а еще он их формирует. Например, до Стива Джобса у общества не было сформировавшейся потребности в персональных компьютерах. И таких примеров можно привести сотни, причем не только из нашего времени. Скажем, до массового производства автомобилей людей вполне устраивали лошади, а до изобретения промышленного ткацкого станка и домов моды — домотканая самосшитая одежда. То есть открытие нового бизнеса (неважно, в каком веке это происходит) возможно только на основе способности некоторых людей к интуитивному понятию мира, той самой творческой интуиции, которая объединяет настоящего бизнесмена и настоящего художника. Собственно говоря, это называется одним словом: талант.
Но если в прежние века скорость жизни и распространения информации была значительно ниже, легче было креативные идеи «ловить из воздуха», то сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги. Для такого надо быть настоящим творцом. Как пример — Марк Цукерберг и его «Фейсбук».
Понятно, что бизнес помогает искусству материально, меценаты были и будут, и без них театрам и музеям жить трудно. Понятно, что еще один способ финансирования — коллекционирование, когда произведения искусства становятся «объектами социально приемлемой алчности». Но есть и более высокотехнологичная помощь, связанная с созданием и развитием новых технологий и материалов, например, для хранения, реставрации и копирования произведений искусства. 3D-принтер скопирует «Мону Лизу» лучше любого человека.
Но и искусству есть чем ответить на щедрые дары своих бизнес-поклонников. В первую очередь многовековым навыком развития той самой творческой интуиции, которую можно воспитать в предпринимателе, как в художнике. Кроме того, искусство обладает бесценным опытом поиска талантов, их выявления и «управления талантами», когда режиссер руководит коллективом не менее успешно, чем предприниматель.
Так что не за горами счастливые времена, когда курс истории искусства украсит расписание занятий студентов-менеджеров. По словам Сергея Филоновича, осталось всего-то каких-нибудь лет двадцать.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Филонович Сергей Ростиславович
Декан Высшей школы менеджмента
Вам также может быть интересно:
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября
21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.
НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве
В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.
Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»
Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.
«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»
27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.
«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве
В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».