Исследованы компетенции взрослых граждан России
8 октября в Высшей школе экономики представлены результаты международного исследования компетенций трудоспособного населения PIAAC. В нашей стране его проводил Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.
Результаты исследования в разных странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), было решено огласить во всех этих государствах одновременно. В Москве «час икс» настал в 13.00 — в Высшей школе экономики началась пресс-конференция, а на портале «Открытая экономика» был опубликован аналитический материал. До этого эксперты рассказывали лишь об основных принципах исследования.
PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) оценивает функциональные навыки взрослых людей: в какой мере то, что человек знает, применимо в его жизни. Задания, которые выполняли респонденты, не требовали специальной подготовки и соответствовали повседневным запросам людей и жизненным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся. Вот пример простейшего задания по математике: «Килограмм бананов с 50-процентной скидкой стоит 20 рублей. Сколько стоит килограмм бананов без скидки?» А в самом трудном задании по математике нужно было рассчитать сложный банковский процент.
Основные результаты по России таковы. Навыки чтения у наших граждан лучше, чем в среднем по странам ОЭСР, средний балл по математической грамотности значимо не отличается. Но по уровню сформированности компетенции решения проблем в технологически насыщенной среде (проще говоря, умению работать с компьютером и с интернетом) мы немного отстаем. Как отметила руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования Галина Ковалева, с учетом того, что российские школьники значительно отстают от своих зарубежных сверстников по данным исследования PISA, где проверяются схожие компетенции, результаты PIAAC для России оказались неожиданно высокими.
Навыки чтения у наших граждан лучше, чем в среднем по странам ОЭСР, средний балл по математической грамотности значимо не отличается. Но по уровню сформированности компетенции решения проблем в технологически насыщенной среде (проще говоря, умению работать с компьютером и с интернетом) мы немного отстаем.
В чем уникальность PIAАC для нашей страны? Прежде всего, в том, что в фокусе внимания исследователей оказались взрослые. До сегодняшнего дня в профессиональном сообществе и в медийном пространстве обсуждались лишь результаты международных сравнительных исследований качества школьного образования PISA, PIRLS и TIMSS. Как считает проректор ВШЭ Сергей Рощин, это отражало известную устаревшую парадигму, что образование — где-то в начале жизненного пути, а взрослые люди к нему отношения не имеют.
Что последует за публикацией результатов PIAAC? По мнению руководителя проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилла Васильева, исследование породит такую же волну дискуссий, какую в свое время породило исследование PISA. Полученные результаты можно будет использовать при анализе ситуации в экономике, при разработке образовательных стандартов, при пересмотре направлений образовательной политики.
В других странах, где подобные исследования давно проводятся, все это уже имело место. Как рассказал национальный координатор PIAАC в России Олег Подольский, после того, как граждане Великобритании продемонстрировали крайне низкие результаты в области чтения, в этой стране было создано специальное агентство, инвестирующие в развитие базовых компетенций у взрослых людей.
«Раньше мы обсуждали, влияет ли диплом на позицию человека на рынке труда, работает ли человек по специальности, а теперь дискуссию можно вести в ином измерении, — сказал Сергей Рощин. — Какими компетенциями обладают те или иные специалисты? Сформированы ли эти компетенции при получении непрерывного образования или во время работы? По-другому можно взглянуть на взаимосвязь рынка образовательных услуг и рынка труда, на ценность дипломов и прочее. Важно, что выводы можно делать в международном контексте».
В последние годы много говорится о важности обучения взрослых — ведь на протяжении всей жизни человек может несколько раз поменять профессию. Но, по оценке Натальи Золотаревой, директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России, у нашего населения низкая мотивация к самообразованию. PIAAC дает основу для проработки решений о дальнейшем развитии системы непрерывного образования.
На конец ноября запланирована конференция, на которой будут обсуждаться результаты PIAAC в России.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA
14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.
«Вы сможете решить глобальную проблему, если позволите и другим странам наращивать потенциал»
В рамках секции «Наука и инновации» XVI Апрельской конференции Высшей школы экономики прошел семинар по инструментам международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций с участием вузов в рамках проекта ОЭСР «Треугольник знаний»: кооперация в сфере науки, образования и инноваций». Его участники обсудили роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении глобальной конкурентоспособности стран Европы.
Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители
16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.
Инноваций в российской школе много, но они уже внедрены в передовых странах
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «Измерение инноваций в образовании», согласно которому российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. Причины этой высокой оценки разъяснил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Как развивать компетенции взрослых?
26-27 мая в Высшей школе экономики прошла конференция «Ключевые компетенции XXI века: новые измерения грамотности современного человека». Ученые, представители органов власти и бизнеса обсудили, каких знаний, умений и навыков не хватает нынешним работникам.
Хочется надеяться на скорейшее возвращение к переговорам о присоединении
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.
Как исследовать сферу образования
Главная компетенция исследователя — умение правильно формулировать гипотезу и желание проверить ее, считает координатор PIAAC (Programme for the international assessment of adult competencies) — международного исследования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития, научный сотрудник Института образования ВШЭ Олег Подольский.
Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»
4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.
Российские школы не работают на социальный лифт
Российская система образования не реализует свои преимущества высокого равенства в доступе к обучению, и теряет потенциально успешных детей из неблагополучных семей, не давая им шанса реализовать свой потенциал. Такой вывод делают Марина Пинская и Ирина Щеглова на основе анализа результатов мониторинга PISA-2009.
Присоединение России к ОЭСР
В рамках Петербургского международного экономического форума, состоявшегося с 20 по 22 июня, прошел брифинг «Интеграция России в глобальные экономические институты: присоединение к ОЭСР», в котором принял участие, в том числе, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.