«Идеи студентов подчеркивают вопросы, ключевые для дальнейшего развития города»
Завершилась первая международная совместная летняя школа Высшей школы урбанистики ФГРР НИУ ВШЭ и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (БрГУ), организованная на его базе. Программа была посвящена изучению буферных зон железных дорог, опоясывающих центр города. В работе школы приняли участие студенты ОП «Городское планирование» Высшей школы урбанистики, а также студенты БрГУ и Брестского государственного технического университета.
19 слушателей совместной летней школы прошли лекционный курс, провели полевые исследования и работали в группах по тематическим направлениям, а также с успехом защитили свои проекты.
В полевой части исследования студенты знакомились с территорией, ее историей, собирали актуальные данные из открытых источников и в ходе полевых наблюдений, а затем приступили к работе в группах.
Максим Богдасаров
«Летняя школа по урбанологии проходит в нашем университете впервые — это закономерная стадия нашего сотрудничества с Высшей школой экономики, — рассказал Максим Богдасаров, проректор по научной работе, профессор кафедры городского и регионального развития БрГУ. — Мы гордимся тем, что инициаторами выступили наши московские партнеры, обладающие большим опытом организации различных летних школ. Нам особенно приятно, что именно Брест выбран ими местом реализации очередного проекта в партнерстве с нами. Для нас это важный этап развития специальности “Урбанология и сити-менеджмент”, поскольку работа носит практико-ориентированный характер, позволяя учиться совместно с коллегами».
Международная летняя школа объединила Вышку и два брестских вуза — университет имени А.С. Пушкина и технический университет. Участники разделились на четыре команды, в каждой из которых были представители всех трех университетов. «Состав обеспечил мощнейший синергетический эффект: студенты обмениваются знаниями и впечатлениями как формально, так и неформально, работая над проектами и исследуя город, — отметил Максим Богдасаров. — Каждая команда представила свое видение обозначенной проблемы взаимодействия железнодорожного транспорта и городской среды. Именно молодые исследователи выявляют возможности, ограничения и возможные способы преодоления трудностей. Результат их труда станет главным достижением школы, ведь целью было взаимодействие ребят, получение новых знаний от преподавателей, изучение территории города и знакомство с особенностями функционирования железных дорог.
Слушатели школы посетили станции Брест-Центральный и Брест-Северный, поработали с железнодорожниками, получили новый опыт. «Теперь нам предстоит увидеть плоды их усилий, и я убежден, что полученный позитивный опыт продолжится. Московские гости высоко оценили атмосферу Бреста, выразив желание продолжать подобные проекты в будущем. Город настолько вдохновил их своей уникальностью, что они предложили расширить тематику будущих мероприятий», — говорит Максим Богдасаров.
Он также отметил активное развитие сотрудничества Брестского госуниверситета с Вышкой: «Ранее была проведена неделя, посвященная проблемам "умных" городов, теперь состоялась школа по взаимодействию железнодорожной инфраструктуры и городских пространств. Уверен, впереди еще больше перспективных направлений для совместных научных исследований, обсуждений и обмена идеями между студентами Беларуси и России».
Четыре команды разработали свои концептуальные проекты, каждый из которых затрагивал отдельные части железной дороги. С запада, где территория соседствует с главной достопримечательностью города — Брестской крепостью, участники предложили усилить рекреационные и коммерческие функции, заполнив практически пустое пространство города и смысловой разрыв между центром и самой крепостью.
С восточной стороны, где ситуация радикально иная — среда насыщена практиками, там плотная многоэтажная и усадебная застройка, — команда предложила организовать креативный кластер с офисами и доступными помещениями для аренды местными мастерами в здании бывшей мебельной фабрики. Команда севера занималась территорией главного вокзала и помимо связности предложила подсветить историческую важность железной дороги для Бреста через туристические маршруты и отдельные локации. Одна из команд занималась особой территорией на северо-востоке, где полностью развернула свою фантазию в сторону джентрифицированного развития через постройку большого бизнес-центра.
Защиты у ребят принимали эксперт ВШУ Максим Климанов, доценты БрГУ Анна Кароза и Сергей Заруцкий, а также директор Брестского городского центра архитектуры и строительства Татьяна Панченко.
Участники летней школы также поделились впечатлениями.
Влад Котвин
«Брест — растущий город. Однако он стремится развиваться компактно, уплотняясь, поскольку именно так эффективнее всего используется инфраструктура, — считает Влад Котвин, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ. — Поиск резервов для такого уплотнения видится нам важнейшей задачей. Наша команда была убеждена, что такие резервы находятся рядом с железной дорогой. Эти земли уже заселены, поэтому необходимо находить баланс между общественными интересами (стратегическими целями) и правами жителей на комфортный город».
Влад Котвин выделил две ключевые особенности, которые обусловили потребность в тонком, но системном подходе. «Первое: освоение новой территории (строительство частных домов) увеличивает риск дорогостоящих реконструкций и возможных социальных конфликтов. Второе: низкоэтажная застройка вокруг центра выполняет значимую роль, предоставляя жителям возможность отдохнуть от городской суеты, выступая своего рода эмоционально-рекреационными легкими», — пояснил он.
Этот проект стал для студента первым опытом командной работы. «Каждый участник команды обладал уникальными компетенциями: архитекторы, городские планировщики, урбанологи смогли проявить себя наилучшим образом благодаря четкому распределению обязанностей, — отметил он. — Это позволило сосредоточиться на конкретных задачах и получать удовлетворение от осознания важности своей роли. Важнейшим фактором успеха стала атмосфера товарищеского сотрудничества, которую создавали наши наставники».
Виталий Сиротин
Виталий Сиротин, 3-й курс ОП «Туризм и гостеприимство» БрГУ, с командой разработали проект, связанный непосредственно с вокзалом, автовокзалом и транспортным сообщением между этими объектами. «Перед нами стояли две ключевые задачи: организовать удобный переход пассажиров через железнодорожные пути и решить проблему единственного моста над путями, который вызывает немало жалоб», — рассказал он. Команда предложила ряд решений, облегчающих перемещение через железную дорогу к автовокзалу и далее в город. «Наша территория богата историческими памятниками и туристически привлекательными местами, с которыми мы тоже активно работали, предлагая идеи их интеграции в городское пространство. Жители часто высказывались, что на вокзале нечем заняться, поэтому мы предложили включить вокзальные комплексы в городскую жизнь путем улучшения доступности и организации интересных мероприятий, способствующих притоку людей», — подчеркнул Виталий Сиротин. Работа в команде ему понравилась: «Школа прошла весело и продуктивно, ребята оказались классными специалистами и настоящими профессионалами своего дела. Отдельная благодарность преподавателям из Высшей школы урбанистики, чьи лекции были настолько запоминающимися, что многие моменты теперь воспринимаются почти как мемы среди студентов. Мы продолжаем общаться и обмениваться идеями и опытом».
Татьяна Демидова
Проект команды Татьяны Демидовой, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ, состоял в переосмыслении пространств, находящихся под влиянием железнодорожной инфраструктуры. «Мы рассматривали Брест-Центральный не просто как транспортно-пересадочный узел, а скорее как исторический памятник особого значения для города Бреста. Наша задача была подчеркнуть культурную ценность железнодорожного вокзала и окружающих его построек. Мы размышляли над утраченными значениями пространства, которые можно восстановить», — рассказала студентка. Ее команда предложила создать экскурсии с аудиогидом и системой навигации по центральному району города: «Такие маршруты будут отличаться содержанием, функциональностью и аудиторией, однако каждый из них позволит познакомиться с историко-культурным наследием региона, потенциал которого пока остается нереализованным. Кроме того, в экскурсионные программы мы включили абсолютно новые объекты: световые инсталляции на фасаде зданий и вагонов, интерактивный музей железнодорожного транспорта под открытым небом, отреставрированные водонапорные башни, которые открывают живописные виды на проезжающие и отправляющиеся поезда, а также на великолепный железнодорожный вокзал в стиле сталинской архитектуры».
Летняя школа подарила бесценный опыт, новые знания и знакомства, отметила Татьяна Демидова. «Но самое важное, чему научилась лично я, — умение эффективно взаимодействовать с командой в условиях поставленных задач, целей и сроков, извлекать уроки из ошибок и уверенно выполнять свою работу. Хочу отдельно поблагодарить кураторов проекта, ведь без их поддержки волшебства точно бы не случилось. Каждый день они помогали нам раскрывать новые грани школы и делиться знаниями. А еще отдельное восхищение городу Бресту, в который нельзя не влюбиться», — говорит студентка.
Максим Бабенко
«Суть нашего проекта заключалась в разработке благоустройства и застройки буферного пространства рядом с железной дорогой в городе Бресте, — рассказал Максим Бабенко, 3-й курс БрГТУ. — Мы разделились на команды, каждая из которых продумывала развитие отдельных участков большой буферной территории, подмечала особенности местности, проводила опросы среди местных жителей, погружалась в исторический контекст, изучала цены на недвижимость, существующий уровень застройки и благоустройства».
По мнению Максима Бабенко, школа прошла невероятно увлекательно и захватывающе: «Тьюторы погрузили нас в рабочий процесс, дали ценные советы, помогли сформировать эффективные команды и оказывали поддержку на протяжении всей программы летней школы. В итоговой презентации мы взглянули на родной город под другим углом, показали его уникальные черты и поработали в команде. Наконец, знакомство с командой и общение стали важным аспектом моего участия. Я получил огромное удовольствие от общения с новыми людьми — умными, ответственными и дружелюбными, готовыми поддержать друг друга».
Диана Кодзокова, заместитель декана по научной деятельности ФГРР, тьютор летней школы
«Многие идеи студентов амбициозны, но тем не менее подчеркивают вопросы, ключевые для осмысления в контексте дальнейшего развития центра города. Брест обладает уникальной историей железной дороги и стоит на соединении путей из Европы в Азию и обратно. Важно было не только уделить большое внимание ограничениям, которые накладывает на пространственное развитие подобная инфраструктура, но и посмотреть на наш объект под призмой ценностей. Так ребятам удалось разработать и предложения по туристическим маршрутам, развитию музейной и выставочной программ и использованию возможностей железной дороги в фестивальной программе, например в День железнодорожника. Подобные решения не требуют больших вложений, и это “быстрые победы” для города в направлении усиления его туристической привлекательности».
Вам также может быть интересно:
Летняя школа — 2025: успешный старт новых возможностей для педагогов
Летняя школа — масштабное мероприятие в формате онлайн-курсов для повышения квалификации сотрудников школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. В этом году образовательный марафон проходил с 2 по 22 июня и охватил 687 слушателей из 25 регионов России — от Калининграда до Камчатки.
Летние креативные школы НИУ ВШЭ: творчество, природа и английский язык
В июне Детская школа дизайна и онлайн-школа УНИК+ НИУ ВШЭ провели две первые выездные смены детских креативных школ. Образовательные программы были ориентированы на детей в возрасте от 9 до 15 лет и проходили в формате иммерсивного обучения: школьные предметы сочетались с творческими направлениями — искусством, дизайном, театром — и иностранным языком. Результатом стали не только новые знания и навыки, но и реальные проекты, созданные самими участниками.
«Как я проведу этим летом»: школы для одаренных «Расти с Вышкой» открывают набор
НИУ ВШЭ приглашает учащихся 8–11-х классов провести каникулы с пользой в сообществе единомышленников, увлеченных экономикой, лингвистикой, предпринимательством, филологией или правом. Уже в апреле можно подать заявки в пять предметных школ: Экономическую школу ФЭН — «Вороново», Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», Летнюю лингвистическую школу, Летнюю правовую школу, Летнюю историко-филологическую школу.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.