• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований

В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.

Летнюю школу по анализу панельных данных в образовании Вышка провела впервые. Ее участниками стали 20 студентов и молодых исследователей из разных регионов России, а также из Индии и Мексики, интересующиеся современными методами статистического анализа. В течение недели под руководством Чандры Мюллер и Дженнифер Гласс, профессоров факультета социологии Университета Техаса (Остин), слушатели осваивали методы многоуровневого моделирования, практиковались в постановке исследовательских задач, анализе данных и интерпретации полученных результатов. Обучение включало выполнение слушателями групповых проектов с использованием данных, полученных в ходе проведенного в США лонгитюдного исследования National educational longitudinal study (NELS).

Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования

Захаров Андрей Борисович
заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

«Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования, — прокомментировал выбор темы этой школы один из ее организаторов Андрей Захаров. — Лонгитюдные исследования предполагают, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз в течение достаточно продолжительного времени, измеряемого годами, а иногда десятилетиями. Это дает возможность прослеживать изменение некоего явления во взаимосвязи с различными факторами, в отличие, скажем, от срезовых исследований, которые фиксируют состояние изучаемого объекта в конкретный момент. В будущем мы планируем расширить тематику наших летних школ, ориентируясь на современные тренды в применении статистических исследований в образовании».

«Если мы хотим изменить, например, школу, то необходимо понять, какие изменения должны произойти не только в ней самой, но и во всем, с чем она взаимодействует, — говорит профессор Мюллер. — И панельные данные помогают разобраться в этом. Я уже несколько десятилетий изучаю связь школьной образовательной политики с эффективностью обучения, особенностями взросления молодежи и началом профессиональной деятельности выпускников колледжей. Нет одного-единственного ответа на вопрос, как повысить эффективность школьного образования. Талант руководителя, уровень педагогического состава, активная работа школы с семьей, продуманная школьная программа, государственная финансовая поддержка — все это имеет значение. Хотя если бы меня попросили выбрать один фактор, я бы «ставила» на талантливого лидера школы».

Профессор Гласс обратила внимание на то, что в последнее время в США большинство академических исследований смещаются от срезовых в сторону лонгитюдных. Последние позволяют «следовать за людьми» не только во времени, но в и контексте, будь то школа, сообщество, штат или целая нация. «Например, сейчас мы изучаем, как правительственные программы в области семьи и занятости влияют на состояние психического и физического здоровья родителей. В частности, рассматриваем различия в налоговой политике (в некоторых странах родителей освобождают от уплаты налогов), связь гибкого графика родителей с их заработной платой и другие вопросы. Мне кажется, для исследователя важно различать феномены, которые связаны причинными связями с другими явлениями, и те, которые можно отнести к категории единичных ситуаций», — считает она.

Среди участников Летней школы были как те, кто уже участвует в лонгитюдных исследованиях, так и те, кто планирует начать новые проекты, обучать методам работы с панельными данными своих коллег. Каковы их впечатления от школы? В чем она помогла им?

 

Валерия Малик, ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ

«В рамках ряда проектов Института образования мы изучаем связи между различными факторами (таким, например, как школа, семья,  академические успехи и другие), — связь этих факторов с образовательными и профессиональными траекториями школьников. В 2009 году изучение траекторий школьников и студентов было начато в двух регионах России, а в 2012 году запущена национальная панель на основе выборки восьмиклассников международного исследования TIMSS-2011. Пять тысяч школьников из 42 регионов один-два раза в год участвуют в тестированиях и анкетировании, также опрашиваются их учителя и родители. Нас интересует, скажем, какие объективные обстоятельства и личные устремления оказывают влияние на решение детей перейти в другую школу, поступить в вуз или же получать средне-специальное образование, как они принимают решения относительно своей профессии и других важных вопросов».

 

Марианна Любимова, доцент кафедры экономики и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

«Летняя школа Института образования по панельным данным заинтересовала меня в связи с проектом, который мы ведем с моими коллегами на кафедре экономики и предпринимательской деятельности в нашем университете. Мы используем и одновременно изучаем эффективность применения так называемого обучения в сотрудничестве (по-английски — cooperative learning, метод обучения, предполагающий сотрудничество учащихся в группах). Планируем провести несколько опросов, чтобы проследить в динамике изменения, происходящие у слушателей курса. В частности выяснить, как изменяется уровень социальной ответственности и компетентности, умение адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы».

 

Шрабони Патра, старший научный сотрудник Международного института в области народонаселения (Индия, Мумбаи)

«В нашем институте мы с коллегами, один из которых, Ракеш Кумар, также приехал на эту школу, изучаем демографические процессы в Индии. В частности меня интересуют проблемы вынужденного бесплодия в Западной Бенгалии. Наши предыдущие проекты строились на анализе перекрестных данных, а сейчас я планирую использовать лонгитюдные данные, которые были получены в ходе изучения сельских районов этого штата. И я рада, что мне удалось попасть на занятия к таким специалистам как Чандра Мюллер и Дженнифер Гласс, теперь у меня есть новые инструменты для работы».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.