Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов
10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.
О том, что списывание, а последнее время еще и скачивание работ из Интернета стали привычной практикой в российских вузах, знает каждый. Студенты и преподаватели играют в кошки-мышки: если удается списать на экзамене, студент считает это геройством и поводом для гордости в среде однокурсников. В 2013 году 36,7% студентов, опрошенных в рамках Мониторинга экономики образования, сообщили, что скачивали из Интернета рефераты, курсовые и другие письменные работы.
Согласно опросам Левады-центра*, значительная часть населения России считает допустимым использование шпаргалок во время учебы в школе или вузе. Плагиат одобряют около 20% опрошенных, но и это немало. Когда несколько лет назад студентов Физтеха, сдававших ЕГЭ за школьников, поймали с поличным, их наказание — отчисление из университета — было негативно воспринято в массовом сознании.
Студенты списывают — виноват университет?
В конце 2013 — начале 2014 года Центр социологии высшего образования Института образования ВШЭ провел в ведущих российских вузах исследование «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», рассказала младший научный сотрудник института Наталья Малошонок. В нем участвовали будущие экономисты и менеджеры, которые учатся в бакалавриате и специалитете. Некоторые вопросы касались нечестного поведения: студентов, в частности, спрашивали, распространены ли в их вузах списывание, скачивание в интернете и покупка письменных работ. На вопросы ответили около 20% студентов двух направлений подготовки из 8 вузов, всего 3717 человек — они заполняли анкету или дистанционно, или в компьютерном классе.
Масштабы нечестного поведения в каждом университете свои, однако были выявлены и общие закономерности.
Анализ ответов показывает, что наиболее распространенная разновидность нечестного поведения — скачивание работ из Интернета (ее наличие признают более трети опрошенных) и списывание. 12% опрошенных студентов-менеджеров и 9% студентов-экономистов признали, что некоторые преподаватели могут поставить положительную оценку за деньги или за подарок. Сами студенты при этом понимают, что подобные действия наказуемы, и даже предлагают различные виды наказания. 47% менеджеров и 49% экономистов считают, что, уличив студента в списывании, на первый раз преподаватель должен ограничиться строгим замечанием. Отношение к плагиату менее лояльно — 56 и 57% соответственно считают, что преподаватель должен за это поставить двойку и заставить переделать.
Я сам ловил американских студентов на плагиате, и я всегда удивляюсь, когда мы начинаем искать причины в особенностях русского менталитета
Согласно выводам исследователей, чем активнее студенты в университете взаимодействуют с преподавателями, тем менее распространены нечестные практики. Чем чаще студенты скачивают работы из Интернета, тем меньше они вовлечены в дискуссии на занятиях. Если нечестные практики в вузе распространены, то студенты чаще пропускают лекции. Чем выше в академической среде лояльность по отношению к списыванию и плагиату, тем быстрее распространяются эти негативные явления.
Ответственность за все это несет, прежде всего, университет: если преподаватели не препятствуют обману, значит, они поощряют нечестных студентов. Делая академическую среду в вузах честнее, можно уменьшить желание студентов прибегать к подобным действиям в будущем, считает Наталья Малошонок.
В жизни пригодится?
«Иногда приходится слышать: нет ничего страшного в том, что студенты ведут себя нечестно, — рассказала Наталья Малошонок. — В некоторых публицистических статьях говорится, что нечестное поведение во время учебы в вузе позволяет студентам формировать важные жизненные компетенции. Но, на наш взгляд, нечестное поведение приводит к очень серьезным последствиям. Государство или семьи вкладывают в их обучение деньги, но требуемые знания и навыки они не получают и выходят на рынок труда, не обладая достаточной квалификацией. Более того: если студент обманывал в университете, он будет продолжать это делать и на рабочем месте».
Как рассказал руководитель Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ Дмитрий Куракин, в Стенфорде проводилось исследование о том, как устроились в жизни школьники, нарушавшие правила во время учебы. Оказалось, что в стабильных обществах они преуспевают меньше, а в нестабильных — больше, то есть способность обмануть систему для них оказывается полезной. Налицо феномен Остапа Бендера: с одной стороны, нечестность очевидна, с другой стороны — она вызывает восхищение и даже уважение.
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов привел пример советских времен, когда студенты-физики и математики с чистой совестью списывали на экзаменах по марксистско-ленинской философии, потому что этот предмет к их квалификации не имел отношения («материя первична, сознание вторично, мне лично безразлично»). В этом случае для студента обман преподавателей — это форма рационального поведения: зачем тратить время на ненужные или неинтересные предметы, особенно если человек не только учится, но и работает?
Участники семинара предположили, что преподаватели сами провоцируют нечестность, — чтобы ее избежать, на экзаменах нужно давать такие задания, чтобы списать было невозможно. Как сказала преподаватель Ульяновского государственного педагогического университета Анна Тихонова, проходящая стажировку в ВШЭ, если задания ориентированы на практику, то нечестности не будет: «На экзамены я разрешаю приносить что угодно, но студенты должны ответить на мои вопросы, провести анализ, дать свои предложения. И, конечно, им проще ничего с собой не приносить, а просто пересказать то, что они от меня узнали на лекциях». И это уже вопрос не о честности студента, а о профессионализме преподавателя.
А как у них?
По словам Натальи Малошонок, эмпирические исследования, проведенные в других странах, показывают, что студенческий обман в академической среде — явление повсеместное. Его изучают в разных странах в контексте учебной мотивации студентов, выявляя факторы нечестного поведения и личностные характеристики студентов, повышающие его вероятность. Не только в России, но и за рубежом студенты, которые хотят учиться честно, начинают обманывать преподавателей, следуя примеру менее сознательных однокурсников. В зарубежных университетах нечестность наиболее характерна длябудущих экономистов и менеджеров.
По мнению руководителя Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александра Сидоркина, много лет преподававшего в США, студенческая нечестность есть во всем мире: «Я сам ловил американских студентов на плагиате, и я всегда удивляюсь, когда мы начинаем искать причины в особенностях русского менталитета». Несколько лет назад в США в ходе опроса 14 тысяч выпускников университетов более 60% признали, что в той или иной форме обманывали преподавателей во время учебы. Как только в жизни человека возникает тот или иной экзамен, важная проверка, возникает соблазн решить проблему нечестно, и это универсальная закономерность, избавиться от которой непросто.
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Куракин Дмитрий Юрьевич
Директор Центра культурсоциологии и антропологии образования
Малошонок Наталья Геннадьевна
Научный сотрудник Института образования
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
Сидоркин Александр Михайлович
Директор Департамента образовательных программ