Софт-скилс и академическое образование: что ценят технологические гиганты в молодых специалистах
Какие векторы развития принес интернет-компаниям 2020 год? В каких кадрах они сейчас нуждаются? Какие качества ищут в молодых сотрудниках? Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе «Новые тренды интернет-бизнеса в период и после пандемии. Какие специалисты нужны сейчас интернет-компаниям», организованном МИЭФ ВШЭ. Спикерами стали выпускники института, работающие в Amazon, Stripe, СберМаркет, Ozon, Яндекс.
«Мы работаем для того, чтобы наши выпускники были успешны. И хотя они сохраняют интерес к банковскому и финансовому сектору, консалтингу, за последний год в два раза выросла доля тех, кто пошел в IT и industrial. Поэтому нам очень важны ваши мнения: как эффективнее готовить специалистов для этой сферы», – обратился к участникам круглого стола директор МИЭФ, кандидат экономических наук Сергей Яковлев.
Тема круглого стола была острой и до пандемии, а после нее она еще больше обострилась, отметила в приветственном слове Виктория Пралич, руководитель Карьерного центра МИЭФ. «Наше пристальное внимание к интернет-компаниям связано не только с тем, что все больше и больше ярких выпускников МИЭФ уходят к ним работать. Мы прекрасно понимаем, что за счет галопирующего роста, высокой конкурентной среды компании, представляющие технологический сектор, находятся в состоянии постоянных изменений, поиска и внедрения новых подходов по привлечению и удержанию талантов, их обучению внутри организации. Именно поэтому эти компании являются неким ориентиром для нас», - сказала она.
Рост в 150 раз и что делать с массивами данных
Открывавший дискуссию выпускник бакалаврской программы двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета (BSc) 2008 года, генеральный директор «СберМаркета» Асан Курмангужин рассказал, что компания за последние три года выросла в 150 раз. Он поделился планами на будущее и вызовами, с которыми сейчас сталкиваются сотрудники СберМаркета.
«Для нас это leadership-челлендж. То есть, меньше думать о том, что делать, и больше о людях: как организовать большое количество сотрудников и замотивировать их так, чтобы они двигались в одном направлении, заряженные одной целью. Это сейчас наиболее важно для меня как профессионала и человека: развитие софт-скилс», – отметил он, подчеркнув, что в хард-скилс недостатка не испытывает.
За что я хотел бы поблагодарить МИЭФ: даже когда я учился в Гарварде и проходил курсы по финансам, у меня было такое ощущение, что я это все знаю, причем на несколько уровней глубже, из учебы в Вышке
Асан ответил на вопросы слушателей о стратегиях компании на рынке и специализированных программах по обучению сотрудников. Кроме того, каждого спикера ждал вопрос от организаторов: «Три ключевых качества, которые нужно развивать в студентах университету, чтобы они были востребованы в интернет-отрасли?». Глава «СберМаркета» назвал те, которые соответствуют ценностям компании: ответственность за результат, постоянное развитие и открытость.
Американское видение темы раскрыла Надежда Голяева (Винокурова), выпускница BSc 2004, Data Architect в Stripe. Она объяснила, что такое дата-инжиниринг и какие задачи решают специалисты в этой области: «Самая большая проблема – что с массивами данных, имеющихся у компании, делать. Их очень много и в них нужно разобраться. Этим и занимаются в дата-инжиниринге профессионалы: аналитик, инженер и Data Scientist». Спикер также отметила, что спрос на специалистов в дата-инжиниринге растет, чему коронавирус способствовал. Среди ключевых данных, необходимых в дата-инжиниринге, Надежда выделила умение работать с языком программирования SQL, коммуникационные навыки и знание статистики.
Европейская торговля смещается в онлайн
Не обошелся круглый стол и без участия крупнейших маркетплейсов. Ольга Зверева, руководитель направления стажерских программ Ozon, рассказала подробно, на какие позиции ищут стажеров в компанию. «У нас существует три направления профессий: информационные технологии, логистика, а также офисные и бизнес-подразделения. Если мы говорим о ключевых компетенциях, то это, во-первых, умение выстраивать коммуникацию в непростых условиях, ведь у нас есть высокая доля неопределенности, потому что рынок e-commerce в России только строится, и делаем это мы. Во-вторых, умение быстро обучаться, а, в-третьих, готовность брать на себя ответственность». В качестве компетенции, которая является трендом современности и будущего, Ольга назвала ориентацию на результат.
Важно не только стремиться, обучаться и быть ответственными, но и достигать результатов
О трендах и векторах развития самой компании Ozon рассказал Артем Гудов, выпускник магистерской программы «Финансовая экономика» 2015 года, руководитель направления инвестиций дирекции по корпоративному развитию и финансам Ozon. В частности, спикер упомянул быстрый рост площадки, улучшение лояльности покупателей, их увеличение, а также увеличение количества продавцов. «Благодаря Ozon многие бизнесы получили возможность продавать товары, а люди –получать их. Это сильно трансформировало компанию. Мы поняли, что наш клиент – это не только покупатели, но и бизнес. Ozon стал полноценной торговой компанией, это сильно изменило нас».
Артем определил и компетенции, которые, на его взгляд, особенно высоко ценят в компании: «Из навыков я бы выделил адаптивность к изменениям, стремление создавать и готовность вкладываться в будущее компании, трудолюбие, а также инициативу и настойчивость».
Изменения, которые принесла пандемия мировому маркетплейсу, перечислил Александр Петров. Выпускник BSc 2016 года ныне трудится Data Scientist в Amazon и живет в Люксембурге. Он подчеркнул, что из-за введенных ограничений произошел не только резкий скачок спроса на продукцию маркетплейса, но изменились сами паттерны поведения людей. «В условиях невозможности делать офлайн-покупки, все были вынуждены пользоваться услугами интернет-компаний [и оценить их преимущества]. На мой взгляд, это вкупе с резким ростом спроса продолжит и даже ускорит смещение европейской торговли в онлайн-формат. Этот тренд существовал и до пандемии, но теперь из-за сильного толчка он будет только усиливаться».
Спикер отметил, что большой массив персонализированных данных, которые люди оставляют при приобретении на площадке, является важным преимуществом перед традиционными торговыми точками: «Это позволяет анализировать массив данных, применять современные алгоритмы машинного обучения и делать уникальные таргетированные предложения каждому клиенту. Это то, чем магазины, в целом, похвастаться не могут».
Возвращаясь к навыкам, необходимым молодым специалистам в быстро меняющихся условиях мира, Александр выделил умение работать в команде, правильную приоритизацию задач и инновационный подход к решению проблем.
Преимущества финансового образования
Сюрпризом для слушателей стало короткое выступление Александра Малайрева, выпускника магистратуры МИЭФ 2014, руководителя отдела Marketplace Efficiency в Яндекс-Такси. Он рассказал, развитие каких сфер IT-отрасли ускорила пандемия, а также ответил на вопрос, насколько важно наличие финансового образования у специалистов интернет-компаний.
«Если мы говорим о том, что дает МИЭФ, то это сильное академическое образование. А ведь экономическое образование само по себе дарит большое преимущество кандидатам, потому что они понимают, как функционирует экономика: что такое эластичность, как рынок реагирует на цены и т.д.», – поделился мнением выпускник.
Артем Гудов поддержал коллегу: «В Ozon очень ценится умение критически мыслить и структурированность мышления, в целом. Именно это формируют финансовые программы. У нас, например, большая часть топ-менеджмента с финансовым бэкграундом и образованием. Этот опыт и стиль мышления, формируемый на экономфакультетах и МИЭФ, в частности, сильно помогает».
Не остался без вопроса и сам институт. Александр Малайрев поинтересовался, планирует ли МИЭФ отвечать вызовам рынка и углублять знания своих студентов в области IT. Олег Замков, заместитель директора МИЭФ по академическим вопросам, заверил бывшего студента, что такая работа ведется уже давно.
Олег Замков, заместитель директора МИЭФ по академическим вопросам, кандидат экономических наук
В этом году мы ввели новый курс машинного обучения совместно с факультетом компьютерных наук. Его в режиме онлайн ведет профессор из Стэнфорда. Это очень интересный курс Лондонского университета, это наша инновация, требующая больших усилий от студентов.
За год до этого мы сделали новый курс – Data Science for Economists. Его тоже читает международный специалист, в курсе много программирования, работы с данными и т.д.
Еще за год до этого мы существенно расширили предметы, преподаваемые на первом курсе. У нас был основной курс «Информационные компьютерные технологии», а мы сделали три курса по выбору: базовый, а также два на выбор для тех, кто владеет на начальном уровне информационными компьютерными технологиями. Эти курсы входят в основную программу, но, кроме того, мы развиваем факультативные курсы по работе с данными в бизнесе и по разным языкам программирования.
Сегодня мы также много слышали о мягких навыках, софт-скилс. Многие из них развивает сама программа обучения на МИЭФ, например, нацеленность на результат, умение принимать инновационные и нестандартные решения.