На конференции eSTARS 2021 обсудили тренды развития рынка онлайн-образования
Лидеры российских и глобальных EdTech-компаний обсудили эволюцию индустрии, объяснили, почему на платформах все большим спросом пользуются нецифровые профессии, а также рассказали, как построить онлайн с человеческим лицом. Панельная дискуссия «Тренды развития рынка онлайн-образования» прошла в рамках международной конференции eSTARS 2021, организованной НИУ ВШЭ и Coursera.
Платформа для человека
Согласно наблюдению экспертов, за последние пять лет в глобальной индустрии онлайн-образования развивались не столько технологии доставки контента, сколько рынки, бизнес-модели, форматы продуктов. По словам основателя и генерального директора Skillbox Дмитрия Крутова, Skillbox спровоцировал массовый переход профессий в онлайн — не только в области IT, но и, например, в сфере дизайна интерьеров, общепита, флористики. Данные «нецифровые» специальности сейчас лидируют по темпам роста на платформе.
Дмитрий Крутов
«Важно, что мы переходим от хайповых IT-тем к тому, что интересно человеку. Многие приходят в Skillbox учиться разработке, потому что кажется, что только в этой сфере можно заработать, даже если она, по сути, не близка. Или хотят стать дата-сайентистами, не обладая базовыми знаниями математики и склонностью к точным наукам. В этом случае мы предлагаем бесплатно поменять траекторию и освоить специальность по душе. Список ниш расширяется, платформы начинают двигаться в сторону потребителя. Важно не навязать то, что выгодно продать, а помочь студенту достичь ценностной цели обучения — построить карьеру в интересной сфере», — подчеркнул глава Skillbox.
Дмитрий Крутов считает, что приметой эпохи онлайн-образования стало потребление контента в качестве эдьютейнмента — для собственного удовольствия и расширения кругозора в желании получить экспертную информацию и при этом без цели освоить новую профессию. 90% пользователей платформы уже имеют высшее образование и хотят получить новые, не всегда прикладные знания. Дмитрий подчеркнул, что качество онлайн-образования — это не только удовлетворенность контентом, но и уровень знаний, который получает студент.
Для анализа клиентского опыта в онлайн-образовании поверхностные интервью и традиционные бизнес-метрики e-commerce не работают, они скорее направлены на подтверждение качества работы команды продукта и совсем не учитывают мнение пользователя. Измерить удовлетворенность слушателей онлайн-курсов — задача глубинных интервью, которые только недавно стали инструментом аналитики успешности платформ. Глава Skillbox отметил, что проблема 90% российских вузов заключается в отсутствии аналитических данных, в том числе когда речь идет об образовательных продуктах.
Важно не навязать то, что выгодно продать, а помочь студенту достичь ценностной цели обучения — построить карьеру в интересной сфере
Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский наблюдает два глобальных макротренда, которые актуальны не только для мира онлайн-образования: «Первый связан с запросом общества на индивидуализацию — в эту сторону идут с разной скоростью все отрасли. Благодаря алгоритмам стриминговых сервисов мы перестали мыслить альбомами, а слушаем только любимые песни. Расшифровка ДНК в медицине позволяет ставить диагнозы с учетом особенностей конкретного больного. То же самое в образовании. Мы должны понимать, что учим не людей, а человека. Второй макротренд — запрос на самореализацию. В эру изобилия каждый начинает думать, как ему максимизировать собственное счастье. С моей точки зрения, успех EdTech в том, что он удовлетворяет потребность людей тратить время на себя — немного, но с пользой».
Дженни Дриммер
Старший директор Coursera по продажам в Европе, Африке и на Ближнем Востоке Дженни Дриммер также отметила тренд на массовую персонализацию и индивидуализацию образовательных траекторий. Платформам помогает в этом процессе активное использование искусственного интеллекта и анализ больших данных. Чтобы быть конкурентоспособной, Coursera постоянно расширяет портфель образовательных услуг и сотрудничает с цифровыми лидерами — Google, IBM, Facebook и пр.
В прошлом году 6 млн студентов получили высшее образование, обучаясь онлайн. Отвечая запросам пользователей на постоянное обновление компетенций и получение высшего образования в дистанционном формате, платформы отмечают небывалый рост предложения в категории degree. С 2018 года на Coursera количество программ от ведущих университетов мира увеличилось с 12 до 33. Ближайший конкурент Coursera — edX (совместный образовательный онлайн-проект MIT и Harvard, продан в этом году провайдеру онлайн-обучения 2U) подтверждает эту тенденцию: в 2017 году на платформе была размещена лишь одна магистратура, в 2020-м — уже 13. Кроме того, в прошлом году на платформе появился новый запатентованный онлайн-продукт — «микробакалавриат» как альтернатива дорогостоящей и длительной учебе в колледже. К 2025 году рынок микростепеней вырастет в 6 раз, до 117 млрд долларов.
Долгий онлайн
Трансформацию сферы онлайн-образования с явным трендом на увеличение срока обучения наблюдает генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирева. Она отметила, что «Нетология» как одна из первых EdTech-компаний в России несколько лет назад предложила двухмесячные курсы по маркетингу — в свое время это стало отстройкой от традиционной системы образования. Но пользователи платформы осознали, что невозможно освоить специальность условного дата-сайентиста за несколько месяцев.
Марианна Снигирева
Аудитория нашла возможность инвестировать в онлайн-образование гораздо больше времени, поэтому длительность курсов в «Нетологии» постепенно увеличивалась до полугода, а затем и до двух лет. Платформы, которые сначала хотели давать краткие концентрированные форматы, теперь поставляют более развернутый контент. От банальных вебинаров с фактическим переносом офлайна в онлайн игроки рынка перешли к другим инструментам и возможностям: квизы, симуляторы, тренажеры, а также нарезанный на короткие пятиминутные модули контент позволяют «Нетологии» удерживать внимание аудитории. Количество форматов в онлайне, по мнению Марианны Снигиревой, будет увеличиваться и отходить от кампусных практик.
Доступная цифра
Затрагивая озвученную на пленарной сессии к открытию конференции тему цифрового неравенства, участники дискуссии отметили, что лишь 1 млн жителей нашей страны в силу занятости и ограниченных финансовых ресурсов могут позволить себе онлайн-образование. По мнению Александра Ларьяновского, платформы должны инвестировать в людей, с тем чтобы помочь им решить их задачи.
Взаимодействие Высшей школы экономики с Coursera имеет социальную направленность. НИУ ВШЭ предлагает на платформе 150 открытых онлайн-курсов, которые студенты из 195 стран мира выбрали более 4,5 млн раз. У будущего студента есть возможность перед поступлением в университет и оплатой дорогостоящей учебы поучиться на многих курсах и понять, интересна ли ему предметная область, стоит ли тратить на нее ближайшие четыре года жизни. Школьник узнает о профессиональных моделях поведения, которые не встречает в привычном окружении: в семье врачей может расти блестящий лингвист. Открытость контента делает стены университета прозрачными, показывает профессиональный уровень и методику лектора, сильные и слабые стороны его программы.
По мнению директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, модератора дискуссии Евгении Кулик, абитуриентам и их семьям сложно самостоятельно оценить качество организации образования в вузе, поэтому они ориентируются на бренд.
Евгения Кулик
«Хороший университет всегда основан на глубоких исследованиях и потому транслирует уникальный экспертный контент. Коллаборация EdTech-компаний с вузами выгодна и тем и другим: онлайн-студенты учатся в университете, бренду и экспертизе которого доверяют, и одновременно получают доступ к экспертизе индустриального партнера с сильными цифровыми компетенциями, пользовательской поддержкой, современными клиентскими сервисами. Вузы и платформы могут и должны усилить друг друга», — отметила она.
Александр Ларьяновский
Александр Ларьяновский согласился с коллегой: «EdTech идет в вузы, чтобы быть причастным к бренду и “легитимизироваться”, получить академическую проверку контента, взамен отдавая компетенции, которых у университетов, будь то Гарвард или Вышка, нет, — в первую очередь способность масштабироваться». «В синергии с вузами мы сможем сделать совершенно новые продукты», — добавил Дмитрий Крутов.
Экономика роста
По данным аналитических агентств, в ближайшие несколько лет рынок онлайн-образования вырастет на 1 трлн долларов. В развивающихся странах этому способствует интенсивный темп роста населения, что естественным образом провоцирует спрос, в развитых — беспрецедентный запрос «цифровых» работодателей на повышение квалификации и переподготовку специалистов.
Согласно данным Международного экономического форума, через 4 года из-за автоматизации производств работы лишатся 150 млн специалистов. Быстрая цифровизация меняет ландшафт рынка труда: 40% навыков, которыми обладают работники сегодня, не будут актуальны завтра
Всемирный экономический форум определил ключевые профессиональные сферы для рынка труда будущего: анализ данных и искусственный интеллект, инжиниринг и облачные технологии, разработка продукта, продажи, маркетинг, контент-менеджмент, а также экономика ухода, зеленая экономика и культура. В совокупности эти профессии обеспечат 6,1 млн рабочих мест в ближайшие несколько лет. Большинство цифровых профессий можно освоить онлайн из любой точки мира. По мнению Дженни Дриммер, задача операторов онлайн-образования — сделать все возможное, чтобы каждый мог актуализировать знания и быть востребованным на рынке труда. Эти вопросы должны решаться на уровне университетов, корпораций и правительств.
Чтобы снять цифровые барьеры, «Нетология» принимает участие в федеральном проекте и готовит 6 тысяч кадров для цифровой экономики, рассказала Марианна Снигирева. Большинство участников проекта — люди старшего возраста из регионов, многие из которых с нуля осваивали азы цифровой грамотности: поиск в интернете, установку приложений на мобильный телефон. «Наличие образовательных программ, которые наполовину субсидирует правительство, — большой шаг в сторону населения», — подчеркнула она.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Кулик Евгения Юрьевна
Вам также может быть интересно:
«Мы стали свидетелями образовательной революции, которая выходит за рамки университетов»
В динамично меняющемся мире на высококонкурентных рынках труда высшее образование обладает особой ценностью. При этом работодателям важен не просто диплом, а качество и актуальность полученных знаний. Онлайн сегодня стал «новой нормальностью» в образовании, необходимым минимумом. Об этом говорили эксперты в ходе дискуссии в рамках международной научной конференции eSTARS 2021 , организованной НИУ ВШЭ в партнерстве с Coursera.
Новая образовательная революция: на eSTARS 2021 обсудили тренды развития онлайн-обучения в России и в мире
Международная онлайн-конференция eSTARS 2021, организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera, состоялась в четвертый раз. В ней приняли участие более 1,3 тыс. человек из порядка 50 стран мира, в том числе организаторы образования, академические лидеры, представители ведущих EdTech-компаний. Было представлено около 100 исследовательских докладов.
До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней
1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.
До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021
1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».