• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Велика потребность в диалоге»

21 ноября в Высшей школе экономики состоялись заседания трех рабочих комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по вопросам качества и аудита образовательных программ, по кадровым вопросам и по обмену опытом. Итоги работы комментирует проректор ВШЭ Сергей Рощин.

— Сергей Юрьевич, Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента была учреждена в сентябре этого года. Как строилась ее работа за это время?

— На самом деле, история ассоциации началась еще в июле этого года, когда в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялось инициативное собрание руководителей ряда ведущих университетов, где ведется подготовка по экономике и менеджменту. А в сентябре в Высшей школе экономики прошло учредительное собрание ассоциации, где были определены направления ее работы.

Рабочие комиссии ассоциации формировались по двум принципам. Или это предметные комиссии, связанные с определенными предметными областями экономики и управления, — по экономической теории, менеджменту, прикладной экономике, финансам и прочему, — или комиссии по функциональным вопросам.

На сегодняшний момент действует 21 комиссия. Проведено четыре заседания: 14 ноября — комиссии по прикладной экономике, 21 ноября — сразу трех «функциональных» комиссий: по оценке качества и аудиту образовательных программ, по вопросам кадровой работы и определению профессиональных стандартов преподавателей, по обмену опытом (в том числе исследовательской, аналитической работы). Составлен план работы всех остальных. Таким образом, мы переходим к детальному обсуждению проблем.

— Расскажите подробнее о проблемах, которые рассматривались на ноябрьских заседаниях рабочих комиссий.

— На заседании комиссии по оценке качества и аудиту образовательных программ обсуждались основные подходы и принципы построения такой системы оценки. Мы договорились, что уже в декабре на следующем заседании будет рассмотрен опыт применения конкретных инструментов, применяющихся в разных университетах, в том числе в Вышке. Например, это система оценки результатов обучения в высшем образовании AHELO — проект, который был реализован Минобрнауки России совместно с ВШЭ в разных университетах и получил положительные отклики. Ассоциация не собирается и не должна менять принципы оценки, предлагаемые государственными структурами, например, Рособрнадзором, но может и должна сформировать представление о профессиональных инструментах измерения с точки зрения их качества.

Одна из проблем аккредитаций, которые проводятся в высшем образовании, — непрозрачность, неочевидность используемых инструментов. И мы обсуждали вопросы создания в рамках ассоциации сертификационных центров для подтверждения качества контрольно-измерительных материалов, используемых в различных системах оценки качества образования. Ассоциация готова вкладываться в эту работу, гарантируя качество тех или иных инструментов своим именем или же именем входящих в нее университетов. Также обсуждался вопрос о формировании пула экспертов, которые могли бы участвовать в подобной деятельности.

Важная дискуссия состоялась на заседании комиссии, которую мы условно называем кадровой. Члены комиссии обменялись мнениями о требованиях, которые необходимо предъявлять к преподавателям экономики и менеджмента, каким профессиональным стандартам они должны соответствовать. Были намечены конкретные планы по созданию программ повышения квалификации и разработке подходов к сертификации в рамках ассоциации.

Разговор на заседании комиссии по обмену опытом был не менее важным, потому что многие члены ассоциации, в том числе ВШЭ, проводят внутренние исследования университетской жизни. Они гораздо глубже и шире официальной отчетности, представляют интерес для всех членов сообщества не только в плане развития методологии самоисследований университетов, но и как возможность для сравнения результатов своей работы с тем, что происходит у коллег. Предметом следующего заседания будет формирование программы внутренних университетских исследований, которые ассоциация планирует проводить на базе тех или иных вузов в ближайший год.

Особо следует сказать о первом заседании рабочей комиссии по прикладной экономике. Одна из проблем экономического образования в России — определенный разрыв между представлениями о развитии современного экономического знания и о реальных экономических процессах. На уровне обыденного сознания, да и у профессионалов есть представление, что «чистые теоретики» пишут формулы и рассуждают о чем-то, не имеющем отношения к действительности, а «живая практика» требует иных технологий, конкретных ответов, в большей части связанных с политическими мерами или управленческими решениями на уровне корпораций. Причина отчасти в том, что экономическое образование в меньшей степени освоило «поляну», которая называется applied economics — важный раздел современного экономического знания и практики, позволяющий проводить эмпирический анализ многих проблем и процессов. Прикладная экономика позволяет состыковать концептуальное видение, инструменты анализа процессов, в первую очередь количественные, эконометрические, и анализ реально существующих проблем. И движение в эту сторону — развитие, повышение качества преподавания всего, что связано с прикладной экономикой, — поможет преодолеть разрыв между теоретическими представлениями и реальными процессами.

Надеюсь, что в ближайшее время состоятся заседания рабочих комиссий по другим направлениям, в том числе по экономической теории, менеджменту.

— Кто из представителей профессионального сообщества участвует в работе комиссий?

— Практически все университеты, вошедшие в ассоциацию, проявляют активность в работе комиссий — и на уровне подготовки заседаний, и в обсуждениях. Многие коллеги ради участия в заседаниях специально прилетели в Москву.

В числе участников — деканы, проректоры, ректоры ведущих университетов. Так, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров является сопредседателем комиссии по оценке качества образовательных программ, а ректор Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Виктор Гришин — комиссии по обмену опытом. Активно работают коллеги из Финансового университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Сибирского федерального университета, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, экономического факультета Московского государственного университета. И этот перечень неисчерпывающий.

Состав комиссий, естественно, может корректироваться — в процессе работы будет понятно, как нам лучше организовать обсуждения проблем, чтобы формировать предложения и друг для друга, и в целом для образовательного пространства в сфере экономики и менеджмента. В ближайшее время начнет работать сайт ассоциации.

— Чем можно объяснить интерес коллег к работе ассоциации?

— Все коллеги представляют успешные университеты, они занятые люди, у них много своих задач, но они находят время для такого диалога, потому что понимают: обмен опытом полезен, он необходим для решения общих проблем экономического и менеджерского образования. Многие стандарты качества размыты, на рынке немало вузов, дающих некачественное образование. По мнению представителей университетов, важно задать ориентиры, чтобы сформировать правильные сигналы на рынке образовательных услуг для абитуриентов, их родителей, работодателей, показать истинную ценность современного образования.

— Наверное, это особенно важно для тех вузов, которые не входят в ассоциацию и не дотягивают до необходимого уровня…

— Это важно для всех. Неразборчивость приводит к зашумленности сигналов, увеличивает издержки, как говорят экономисты, всех агентов — и абитуриентов, и работодателей. Восстановление нормальной связи между образованием и рынком труда — важная задача, от решения которой выиграют все.

— Наряду с Ассоциацией ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, создана Ассоциация ведущих университетов России, объединяющая федеральные, национальные исследовательские университеты и два главных вуза страны — Московский и Санкт-Петербургский университеты. Не получается ли так, что деятельность этих ассоциаций по каким-то направлениям дублируется?

— Наряду с государственными структурами управления, существуют самые разные организации гражданского общества — говорить об их важности излишне. Поэтому возникновение структур, которые свидетельствуют о самоорганизации в сфере высшего образования на горизонтальном уровне, — совершенно нормальное явление. Ассоциация ведущих университетов России вполне успешно работает, выступает в роли экспертного сообщества для многих инициатив Миноборнауки России и сама выступает с инициативами.

Другой вопрос, что эта ассоциация занимается широким кругом проблем, ее вовлеченность в обсуждение вопросов социально-экономического образования не так велика — большинство университетов, которые в нее входят, являются классическими и техническими. Так что самоорганизация ведущих вузов в сфере экономики и менеджмента, занимающих значительное место в структуре российской высшей школы, не менее актуальна, ничем не противоречит деятельности Ассоциации ведущих университетов России и является, на мой взгляд, дополняющей. Некоторые университеты входят в обе ассоциации и, таким образом, могут согласовывать свои позиции. Вполне нормально было бы создание аналогичных ассоциаций и на других предметных площадках — например, в области педагогического образования.

— Как деятельность ассоциации соотносится с мерами, которые предпринимает Минобрнауки России по совершенствованию качества высшего образования?

— Создание общественных организаций в сфере высшего образования очень важно для формирования профессионального, экспертного мнения в ответ на меры политики, предлагаемые государством. Было бы неправильно, если бы министерство предлагало идеи, но не получало обратную связь от профессионального сообщества. Очевидно, должно быть движение в обе стороны — ассоциации могут оценивать, корректировать инициативы государства и, в свою очередь, предлагать свои инициативы. Только так получится диалог. Благодаря площадкам, на которых ситуацию в высшем образовании обсуждают профессионалы, качество принимаемых решений только вырастет.

 

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».