От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев
В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.
Научные бои Вышки — яркий научно-популярный проект: молодые студенты-исследователи НИУ ВШЭ по очереди выходят на сцену, где понятно и увлекательно рассказывают о своих исследованиях из разных областей науки. Для защиты своего проекта у каждого есть 10 минут, личное ораторское искусство и — при необходимости — оригинальный реквизит. Никаких презентаций и роликов — только собственная харизма, подкрепленная безграничной верой в свой проект. В течение сезона проходят четыре полуфинала, в каждом из которых участвуют по четыре проекта. Лучшего выбирают зрители совместно с членами жюри. Четыре победителя, выбранные по итогам полуфинальных боев, затем встречаются в финальной битве за главный приз — академический тревел-грант (возможность бесплатно посетить научную конференцию, конгресс, симпозиум, семинар (workshop), летнюю школу, школу молодых ученых, круглый стол и др., в том числе за рубежом).
Шестой сезон был богат на оригинальные исследования: в течение всех четырех полуфиналов зрители то узнавали, как грибы и плесень помогают рубцевать шрамы, то задумывались об урбанизации кладбищ и коварстве кислорода, а то и вовсе судорожно искали у современного образования «болезнь издержек» Баумоля.
В ходе непростых битв за умы и сердца в финал вышли четыре проекта в области социологии права, химии, иностранных языков и нейросетевых технологий. Уже знакомые аудитории молодые исследователи в этот раз говорили о прогрессе в своих работах и новых результатах.
«Игры — людям, разработку — нейросетям: как машинное обучение меняет геймдев»
Открыл финал студент 1-го курса магистерской программы «Науки о данных» Руслан Рузиев, работающий над новой технологией озвучки с помощью нейросетей. Интересно, что после полуфинала Руслан не просто продолжил работу над своим исследованием, но и вместе с командой дорабатывал финальный продукт.
Руслан занимается новым способом озвучки внутриигровых диалогов в компьютерных играх с помощью нейросетей. Технология такая: нейросеть раскладывает на звуки написанный текст, а затем полученные аудиофайлы преобразуются с учетом темпа, тембра и интонации голоса. Руслан замечает, что технология новая и пока не идеальная, поэтому вся работа после полуфинала была направлена на ее улучшение.
Во-первых, команда добавила в возможности нейросети многоголосость. Во-вторых, сфокусировались на исправлении ошибок. Дело в том, что модель быстро устает и не способна работать с длинными материалами. Команда Руслана придумала разделять аудиофайлы на множество маленьких, прогонять каждый по отдельности, а потом с помощью другого механизма склеивать вместе, чтобы избежать возможных багов от перегрузки.
Третье улучшение — создание базы данных с транскриптами и ударениями для русского языка. Иначе нейросеть путается и ошибается в омонимах — одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу словах. Модель не понимала, когда произносить «замо́к», а когда «за́мок», поэтому разработчикам пришлось собрать большой скрипт с транскрипциями, а потом несколько недель очищать его вручную. «Следующая цель — добавить возможность самостоятельно расставлять ударные знаки», — заявляет Руслан.
Кропотливая работа над улучшением разработки идет вовсю, ребята обещают, что не остановятся, пока не упростят жизнь себе и другим разработчикам и не сделают компьютерные игры еще круче.
«Арго, которого вы не знали: как язык распределяет роли среди заключенных»
Подхватил эстафету рассказов о научных исследованиях и разработках студент 2-го курса магистерской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Павел Кивалин. Его исследование посвящено арго — языку, который используют замкнутые социальные группы. Любая закрытая группа неизбежно начинает формировать свой язык, что позволяет каждому ее участнику подчеркивать принадлежность к сообществу, говорит Павел.
Изучаемая группа — заключенные. В полуфинальном выступлении Павел говорил о метафорах, которые можно встретить в тюремной культуре. К финалу фокус исследования стал направлен на роли в тюремном арго, которые показывают, как заключенные называют себя и остальных.
Зачем вообще существует арго? С помощью отдельного языка в тюрьме манифестируются собственные статусы и исключаются аутсайдеры, пояснил Павел.
Сравнивая роли, выделяемые в американском и русском арго, исследователь пытался найти общие черты двух тюремных систем: в американском арго можно найти 17 ролей, в арго русских тюрем — 16, а 10 из них в этих двух системах совпадают. Так, например, и в Америке, и в России заключенные выделяют «авторитетов», «стукачей» и «проблемных».
«Роль — это не просто функция, которую выполняет заключенный, а инструмент поддержания иерархии», — обращает внимание Павел. Совпадение ролей в американском и русском арго говорит о том, что существует некая схожесть систем — быта и культуры в тюрьмах.
«Растения против зомби: сколько клуб нужно посадить, чтобы не украли кошелек»
Студентка 1-го курса магистратуры «Комплексный социальный анализ» Полина Осипова и студентка 4-го курса бакалавриата «Социология» Анна Молькова вновь обратились к теме зеленых насаждений. Еще в полуфинале девушки рассказывали о том, что растения, точнее, их наличие в окружающей среде и, в частности, облагораживание придомовых территорий, способны предотвращать ситуативные преступления, то есть те, которые совершаются спонтанно. За счет снижения умственной усталости, общего ощущения благопорядка и привлечения людей-наблюдателей грамотное озеленение снижает количество преступлений, убеждены исследовательницы.
Продолжая наблюдения, девушки решили проверить выведенную ими теорию на базе данных Москвы. С помощью линейной регрессии, которая позволяет нам узнать о зависимости переменных друг от друга, девушки проследили связь степени озеленения территорий и количества преступлений, на них совершаемых. Степень озеленения измерялась с помощью данных со спутников, а информация о преступлениях была взята с сайта прокуратуры Москвы.
В результате анализа 90 пар озеленения и преступности в одном и том же месте в одно то же время девушки получили отрицательную линейную зависимость. Это значит, что гипотеза подтвердилась: чем больше растений, тем меньше преступлений. Однако предсказательная сила у полученной регрессии оказалось слабой, что говорит о том, что связь между озеленением и преступлениями есть, но все-таки растения действуют не в одиночку, а для предотвращения большего количества преступлений требуется совокупность многих факторов.
«Волшебная таблетка, или История о том, как придумывают лекарства»
Завершать финал шестого сезона Научных боев выпало студентке 4-го курса бакалавриата «Химия» Анастасии Корженевской. В рамках своего исследования девушка искала молекулы, которые можно использовать для производства новых лекарств.
Анастасия рассказала об основных этапах разработки препаратов. Ключевое понятие в этом процессе — мишень, то есть большая биологическая молекула, которая чаще всего является ферментом или рецептором. «Простым языком: болезнь человека часто связана с тем, что наша мишень ломается», — объясняет исследовательница.
Для того чтобы вылечить человека, необходимо найти лиганд, то есть маленькую молекулу, которая будет специфически связана с мишенью и сможет блокировать ее. Однако вариантов потенциального лиганда слишком много, что не позволяет нам быстро найти нужные химические соединения, которые впоследствии могут стать лекарствами.
Анастасия в рамках своего исследования пыталась сократить библиотеку соединений, то есть большой перечень этих молекул, чтобы сократить выборку тех, которые способны стать лекарствами. И здесь на помощь вновь пришли технологии машинного обучения: нейросеть на вход получила библиотеку из тысячи известных лекарственных препаратов, которые воздействуют на определенные мишени, и тысячи молекул в максимально разнообразных трехмерных конформациях с определенными параметрами. В процессе обучения нейросеть училась отделять молекулы, которые воздействуют на разные мишени. В итоге девушке удалось отобрать 20 000 молекул, воздействующих на нужные мишени.
Следующий шаг для сокращения выборки — моделирование фармакофорной гипотезы, которая позволяет оценить часто повторяющиеся фрагменты. Именно эти фрагменты отвечают за связь с мишенью, а значит, их можно убрать. Остальные молекулы были отсеяны вручную. Как объясняет Анастасия, «проверяли, насколько хорошо молекула способна запихнуться в мишень, в выборке оставляли лишь наиболее подходящие».
В результате сложного и тщательного отбора в библиотеке осталось 3000 молекул. Трехмерная фильтрация позволяет называть эти молекулы «потенциальными лекарствами с большим кредитом доверия». А значит, исследование Анастасии приблизило процесс появления новых лекарств.
По итогам зрительского голосования и решения жюри первое место досталось исследовательнице молекул Анастасии Корженевской, второе — Анне Мольковой и Полине Осиповой.
Текст: Яна Лысюк, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.